Avro 698 Vulcan (Авро 698 Вулкан)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Последняя фаза Второй мировой войны наглядно продемонстрировала необходимость в сильной бомбардировочной авиации, оснащенной современными самолетами, способными нести на борту ядерное оружие на большие расстояния. Это послужило в Великобритании основанием для разработки тактико-технических требований на бомбардировщик, который мог бы базироваться в любой точке мира, был бы способен атаковать цель на удалении 2735 км (1700 миль) с бомбовой нагрузкой 4536 кг (10000 фунтов), обладал бы дальностью полета в 6437 км (4000 миль) с полной загрузкой, возможностью крейсерского полета на высоте 12190 м (40000 футов) на большой скорости и способностью наносить бомбовый удар с высоты до 13715 м (45000 футов). Окончательно эти требования были оформлены в спецификации Б.35/46 и привели к разработке так называемых "В-бомбардировщиков" Британского бомбардировочного командования: Валиант (Valiant) компании Виккерс (Vickers), Вулкан (Vulcan) компании Авро (Avro) и Виктор (Victor) компании Хэндли Пейдж (Handley Page). Каждый из производителей использовал различные подходы к решению возникших сложных технических проблем. Самолет Авро 698 Вулкан, вторым из этого трио поступивший в эксплуатацию, имел треугольное крыло. Это обеспечивало высокую прочность конструкции, большую емкость в утолщенной корневой части крыла (около 2,13 м /7 футов/ толщины), а также, как полагали, ряд аэродинамических преимуществ. Для сбора необходимых данных компания построила серию экспериментальных самолетов в одну треть натуральной величины, обозначенных Авро 707. Первый из двух опытных образцов Вулкан (VX770), оснащенный четырьмя турбореактивными двигателями Эйвон (Avon) RA.3 компании Роллс-Ройс (Rolls-Royce) тягой 2948 кг (6500 фунтов), совершил первый полет 3 августа 1952г. Впоследствии на нем были установлены турбореактивные двигатели Сапфир (Supphire) компании Армстронг Сиддли (Armstrong Siddeley) тягой 3629 кг (8000 футов), а позднее турбореактивные двигатели Роллс-Ройс Конвей (Conway) R.Co.7. Второй опытный образец поднялся в воздух 3 сентября 1953г., а первый серийный Вулкан B.Мk 1 - 4 февраля 1955г. Перед поступлением в эксплуатацию крыло самолета было модифицировано путем уменьшения стреловидности от корневой части к полуразмаху, в результате прямая передняя кромка стала S-образной. В этом виде Вулкан совершил первый вылет 5 октября 1955г. Фюзеляж с круглым сечением хорошо вписался в треугольное крыло. Убирающееся трехстоечное шасси имело носовую стойку со спаренными колесами, а каждая основная стойка - восьмиколесную тележку. Хвостовое оперение состояло только из киля и руля поворота, а рули высоты были встроены в заднюю кромку крыла. Экипаж из пяти человек размещался в герметичной кабине. Оборонительного вооружения не было, но внутренний отсек вооружения вмещал до 21 бомбы или мины весом 454 кг (1000 фунтов). Силовая установка менялась: первоначальный B.Mk 1 имел турбореактивные двигатели Олимп (Olympus) Mk 101 компании Бристоль Сиддли (Bristol Siddeley) тягой 4990 кг (11000 фунтов), затем модель 1 оснащалась двигателями Олимп 102 или 104 тягой 5443 кг (12000 фунтов) или 6123 кг (13500 фунтов). В 1961г. на всех эксплуатируемых самолетах модели 1 был модифицирован хвостовой конус-обтекатель для размещения аппаратуры радиопротиводействия, после чего они получили наименование Вулкан В.Mk 1А. Второй опытный образец поднялся в воздух 31 августа 1957г. в измененной конфигурации с целью изучения расширения возможностей самолета. Он был оснащен двигателями с большей тягой, имел значительно измененное крыло увеличенной площади и элевоны вместо элеронов и рулей высоты модели 1. Другие изменения включали вспомогательную силовую установку, возможность дозаправки топливом в воздухе, а также оборудование для пуска ракеты класса "воздух-земля" Блю Стил (Blue Steel) или американской ракеты Скайболт (Skybolt). Под наименованием Вулкан В.Mk 2 этот вариант начал эксплуатироваться в 1960г. С принятием в качестве основного сдерживающего оружия государства ракет Поларис (Polaris), базирующихся на подводных лодках, Вулкан переделали под маловысотный ударный бомбардировщик большой дальности для поддержки вторжения в воздушное пространство противника, несущий обычные фугасные бомбы. В течение 1962-64гг. на самолеты Вулкан В.Mk 2 были установлены двигатели Олимп 301 с тягой 9072 кг (20000 фунтов). В 1973г. несколько самолетов под наименованием Вулкан SR.Мk 2 временно передали для нужд стратегической военной разведки. Самолеты этого типа оставались в эксплуатации у 1-й ударной (бомбардировочной) авиагруппы ВВС Великобритании и в 1980-е гг. Они были сняты с вооружения вскоре после окончания войны за Фолклендские острова. Необходимо отметить, что 2 самолета В.Mk 1 использовались для разработки новых силовых установок. Это ХА902, налетавший 1000 часов с двигателем Роллс-Ройс Конвей R.Co.11, а затем использовавшийся для работ с турбовентиляторным двигателем Роллс-Ройс Спей (Spey), и ХА903, летавший с пятым двигателем, установленным в подфюзеляжной гондоле и снабженным раздвоенным воздухозаборником. Этот двигатель был сверхзвуковым вариантом Олимпа и предназначался для самолетов ВАС TSR2 и Конкорд.

Тип: дальний высотный бомбардировщик.

Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя Роллс-Ройс Олимп 301 тягой 9072 кг (20000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на большой высоте 1038 км/час (645 миль/час); крейсерская скорость на большой высоте 1006 км/час (625 миль/час); практический потолок 19810 м (65000 футов); дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой около 7403 км (4600 миль).

Веса: максимальный взлетный около 113398 кг (250000 фунтов).

Размеры: размах крыла 33,83 м (111 футов); длина 30,45 м (99 футов 11 дюймов); высота 8,28 м (27 футов 2 дюйма); площадь крыла 368,26 кв. м (3964,0 кв. фута).

Вооружение: до 21 бомбы по 454 кг (1000 фунтов).

 


Copyright © Fedoroff Corp.