BAC Canberra (БАК Канберра)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Проектированием первого британского турбореактивного бомбардировщика занимался блестящий конструктор В. Е. ("Тедди") Петтер. Вступив в должность главного конструктора Английской электрической компании (English Elektric Company) - в 1960г. она вошла в состав БАК (British Aircraft Corporation, BAC), Петтер принял участие в разработке самолета, который стал первым британским реактивным бомбардировщиком, первоначально получившим обозначение EE.A1. Одним из ключевых факторов успеха конструкции была конфигурация крыла самолета. Выбранное крыло имело большую по размаху центральную часть, прямоугольную в плане формы, и сравнительно короткую отделяемую часть крыла (ОЧК) трапециевидной формы. Турбореактивные двигатели Роллс-Ройс Эйвон (Rolls-Royce Avon) R.A.2 тягой 2722 кг (6000 фунтов) были установлены в крыле в месте соединения центроплана и ОЧК. Сочетание новых мощных турбореактивных двигателей со слабо нагруженным крылом малого удлинения обеспечило высокую маневренность самолета на большой высоте, прекрасные летные характеристики на малых скоростях полета и весьма небольшой расход топлива. Самолет таким образом был обречен на успех. Завершает описание конструкции ЕЕ.А1 традиционное хвостовое оперение и трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. В герметической кабине самолета, расположенной в носовой части фюзеляжа, первоначально были предусмотрены два катапультируемых кресла (для летчика и штурмана).Опытный образец (VN 799) впервые поднялся в воздух 13 мая 1949г. Было построено еще три прототипа с двумя видами двигателей. Все четыре машины получили, в конечном итоге, наименование Канберра (Canberra) В.Mk 1 Инглиш Электрик (English Elektric). Предполагалось, что самолет будет использовать радиолокационный прицел при бомбометании, но задержка с его разработкой привела к тому, что первый заказ был сделан на тактический дневной бомбардировщик. Первая из таких машин поднялась в воздух 23 апреля 1950г. Его силовая установка состояла из двух двигателей Эйвон (Аvon) 101 R.A.3 тягой 2948 кг (6500 фунтов), кабина была рассчитана на экипаж из трех человек, включая бомбардира. Она была обозначена Канберра В.Mk 2. Количество серийных самолетов В.Mk 2 достигло 415. Общее же число весьма удачных бомбардировщиков Канберра к моменту окончания производства составило 1352. Было выполнено множество модификаций, краткие характеристики которых приводятся ниже. Как и бомбардировщик времен войны Москито (Mosquito), Канберра была предназначена для работы на достаточно больших скоростях и больших высотах, и поэтому могла обходиться без оборонительного вооружения. Самолету принадлежит ряд рекордов, в частности, официально признанные рекорды скорости полета между двумя пунктами, и высоты - 28 августа 1957г. вариант Канберры с двигателями Эйвон и одним дополнительным ракетным двигателем Нэйпиер Дабл Скорпион (Napie Double Scorpion) достиг 21336м (70000 футов).

ВАРИАНТЫ
Канберра PR.Mk 3: в основном повторяет В.Mk 2, но имеет оборудование для высотной фоторазведки (построено 37 машин). Канберра Т.Mk 4: похож на В.Mk 2, учебный самолет с двойной системой управления и местом штурмана (построено 67 машин). Канберра В.Mk 5: вариант В.Mk 2 для отметки цели; имел усиленную носовую часть и оптически плоскую панель бомбардира (построен один опытный образец). Канберра В.Mk 6: аналогичен В.Mk 2, но имел больший запас топлива и двигатель Эйвон 109 тягой 3357 кг (7400 фунтов) (построено 103 машины). Канберра В(I).Mk 6: промежуточная версия ночного бомбардировщика на основе В.Mk 6 с вооружением, расположенным под крылом и в подфюзеляжном пулеметном контейнере (построено 22 самолета). Канберра PR.Mk 7: в основных чертах повторяет PR.Mk 3, но имеет более мощные двигатели Эйвон с самолета В.Mk 6 (построено 75 машин). Канберра В(I).Mk 8: многоцелевой самолет (дальняя ночная бомбардировка/высотная бомбардировка/отметка цели), оборудованный в 1963г. для ВВС Великобритании ракетами класса "воздух-земля" (построено 73 машины). Канберра PR.Mk 9: высотный фоторазведчик с увеличенным размахом крыла, увеличенной хордой центроплана, бустерным управлением, местом штурмана в носовой части и турбореактивными двигателями Эйвон 206 тягой 4990 кг (11000 фунтов) (один опытный образец переоборудован и 23 самолета построено) Канберра U.Mk 10: вариант В.Mk 2, переоборудованный в беспилотный самолет-мишень. Канберра Т.Mk 11: модификация В.Mk 2, предназначена для обучения пилотов и штурманов всепогодных истребителей использованию поисково-прицельной РЛС перехвата (7 переоборудованных машин). Канберра В(I).Mk 12: модификация В(I).Mk 8 для ВВС Новой Зеландии и ЮАР (6 машин). Канберра Т.Mk 13: вариант Т.Mk 4 для ВВС Новой Зеландии (построено 2 машины). Канберра В.Mk 15: модификация В.Mk 6 с подкрыльевыми узлами подвески для 454 кг (1000 фунтов) бомбовой нагрузки или контейнеров с неуправляемыми ракетами и усовершенствованным оборудованием (38 переоборудованных самолетов). Канберра В.Mk 16: похож на В.Mk 15 с оборудованием "Блю Шэдоу" ("Blue Shadow") (20 переделанных самолетов). Канберрра В.Mk 20: построенный по лицензии тактический бомбардировщик с австралийскими двигателями Эйвон 109 (48 машин построено для ВВС Австралии). Канберра Т.Mk 21: обозначение учебных самолетов, переоборудованных в Австралии из Mk 20 (5 машин) и британских бомбардировщиков Mk 2 (2 машины). Канберра PR.Mk 57: вариант PR.Mk 7 для ВВС Индии (10 машин). Канберра В(I).Mk 58: вариант В(I).Mk 8 для ВВС Индии (построен 71 самолет). Мартин (Martin) В-57А: построенный по лицензии эквивалент британского В.Mk 2 с турбореактивными двигателями Райт (Wright) J65-W-1 (построено 8 самолетов). Мартин RB-57А: в основном аналог В-57А, оборудованный для ведения фоторазведки аппаратурой, находившейся в специальном отсеке, размещенном за бомбовым отсеком (построено 67 машин). Мартин В-57В: В-57А, переоборудованный под ночной тактический бомбардировщик с двумя тандемно расположенными креслами, стационарным вооружением, включающим 8 пулеметов и 4 пушки, вращающимися створками бомболюка и подкрыльевыми пилонами для подвески бомб или ракет (построено 202 машины). Мартин RB-57В: оборудованный фотоаппаратурой вариант В-57В. Мартин ЕВ-57В: вариант В-57В, оборудованный для ведения радиоэлектронной борьбы. Мартин В-57С: модификация В-57В с двойным управлением (построено 38 самолетов). Мартин В-57Е: вариант В-57В - буксировщик мишеней (построено 68 машин). Мартин ЕВ-57Е: вариант В-57Е со средствами ведения радиоэлектронной борьбы. Мартин В-57G: модификация В-57В с датчиками для нанесения ночного первого удара. Мартин RB-57D: высотный стратегический разведчик с увеличенным размахом крыла, фюзеляжными обтекателями РЛС и турбореактивными двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) J57 (построено 20 самолетов). Мартин ЕВ-57D: вариант RB-57D, предназначенный для радиопротиводействия. RB-57J: 21 самолет был переоборудован из самолетов В-57В и RB-57D компанией Дженерал Дайнемикс (General Dynamics) для целей высотной разведки; размах крыла увеличен до 37,19 м (122 фута), новая силовая установка включала два турбовентиляторных двигателя Пратт-Уитни TF33-Р-11 тягой 8165 кг (18000 фунтов) и два турбореактивных двигателя Пратт-Уитни J60-P-9 тягой 1497 кг (33000 фунтов).

Тип: высотный фоторазведчик.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя Роллс-Ройс Эйвон (Rolls-Royce Avon) 206 тягой 4990 кг (11000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 12190 м (40000 футов) 871 км/час (541 миль/час); практический потолок 14630 м (48000 футов); дальность полета с максимальным запасом топлива 5842 км (3630 миль).

Веса: максимальный взлетный 24925 кг (54950 фунтов).

Размеры: размах крыла 20,68 м (67 футов 10 дюймов); длина 20,32 м (66 футов 8 дюймов); высота 4,78 м (15 футов 8 дюймов); площадь крыла 97,08 кв. м (1045 кв. футов).

Вооружение: (модификация бомбардировщик) до 2722 кг (6000 фунтов) бомбовой нагрузки во внутренных отсеках и 907 кг (2000 фунтов) на подкрыльевых пилонах.

 


Copyright © Fedoroff Corp.