Beriev Be-12 Tchaika "Mail" (Бериев Бе-12 Чайка "Мэйл")

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Только японские ВМС самообороны и авиация российского ВМФ продолжают эксплуатировать боевые летающие лодки и амфибии. Этот процесс, возможно, будет продолжаться, так как официально было заявлено, что для самолета Бериев Бе-12 Чайка, кодовое обозначение НАТО - "Мэйл" ("Mail"), нет замены. C1945г. конструкторское бюро Г. М. Бериева было основным разработчиком морских самолетов для ВМФ. Прототипом самолета Бе-12 являлся опытный образец летающей лодки ЛЛ-143, построенной в 1945г. На базе этой лодки в 1949 году был выпущен самолет Бе-6 "Мэйдж" ("Madge") с двумя двигателями, с успехом эксплуатировавшийся вплоть до 1967г. После разработки самолета Бе-6 конструкторское бюро Г. М. Бериева провело значительные исследования по вопросам проектирования реактивных летающих лодок. В 1952г. был выпущен самолет Бе-Р-1 с прямым крылом и в 1960-61 гг. - самолет Бе-10 со стреловидным крылом. Последний с двумя двигателями А. М. Люльки АЛ-7РВ установил несколько рекордов для морских самолетов в 1961г. Всего было выпущено 3-4 самолета Бе-10. Опыт конструирования гидросамолетов Бе-Р-1 и Бе-10 был использован при разработке улучшенной летающей лодки, похожей на Бе-6. Фактически же сходство самолета Бе-12, получившего в морской авиации наименование М-12, с Бе-6 - обеспечивают крыло типа "чайка" и разнесенное вертикальное оперение. Возросшая мощность и уменьшившийся вес турбовинтовых двигателей привели к увеличению передней части фюзеляжа и потребовали перепроектирования днища. Выступающее с боков устройство для подавления брызг также стало отличительной чертой этого самолета. А применение убирающегося шасси превратило самолет Бе-12 в амфибию. В результате самолет стал более универсальным. Т урельное пушечное вооружение самолета Бе-6 было заменено аппаратурой МАД (магнитно-аномального детектирования), расположенной в фюзеляже над хвостовым колесом. Поисковый радиолокатор, располагавшийся на самолете Бе-6 под фюзеляжем в убирающемся обтекателе, был установлен в носовой части фюзеляжа самолета Бе-12. В 1964,1968 и 1970 гг. значительная грузоподъемность самолета Бе-12 была подтверждена серией рекордов в классе амфибий. Рекордные достижения были зарегистрированы при подъеме груза в 5000 кг (11023 фунта). Для загрузки на воде самолет Бе-12 имел большой боковой люк в задней части фюзеляжа. Для сбрасывания груза был предназначен водонепроницаемый шлюзовой люк, располагавшийся за реданом. Г идросамолет способен в безветренных условиях садиться на воду и производить поиск подлодок с помощью своего собственного акустического оборудования. С увеличением использования противолодочных вертолетов Миль Ми-14 Хейз (Haze) и самолетов Ильюшин Ил-38 Мэй (May) значение амфибий Бе-12, казалось бы, должно было уменьшиться. Хотя этот самолет будет, конечно, оставаться в эксплуатации как высокоскоростная поисково-спасательная техника. Вероятно, он применим в качестве транспортного самолета для картографии и геодезических изысканий. Самолет выпускался небольшой серией. В конце 80-х годов было заявлено, что только 95 самолетов остаются в эксплуатации.

Тип: амфибия морского патрулирования.

Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Ивченко АИ-20Д мощностью на валу 3125 кВт (4190 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость 610 км/час (379 миль/час); скорость патрулирования в режиме экономии топлива 320 км/час (199 миль/час); максимальная дальность полета 4000 км (2485 миль).

Веса: пустого - 21700 кг (47840 фунтов): максимальный взлетный 30000 кг (66139 фунтов).

Размеры: размах крыла 29,7 м (97 футов 5,25 дюйма); длина 30,2 м (99 футов 1 дюйм); высота на шасси 7 м (22 фута 11,5 дюйма).

Вооружение: бомбы, ракеты или управляемые ракеты класса "воздух - поверхность" на подкрыльных пилонах, глубинные бомбы и акустические буи.

 


Copyright © Fedoroff Corp.