Boeing Model 747 (Боинг Модель 747)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В 1963г. ВВС США начали готовить свои требования на тяжелый транспортный самолет, который бы стал дополнением к самолетам Локхид С-141 Старлифтер (Lockheed C-141 Starlifter). Первоначально получивший обозначение СХ-4 (C - Cargo (грузовой), X - Experimental (экспериментальный), он должен был иметь полетный вес 272155 кг (600000 фунтов). В следующем году требования к самолету возросли: от него требовалась способность перевозить полезную нагрузку 56699 кг (125000 фунтов) на расстояние 12875 км (8000 миль), применяться с твердых или полуподготовленных взлетных полос такой же длины, как и для С-141, и приземляться на полуподготовленные полосы длиной 1220 м (4000 футов). Техническое задание привело к конкурсу проектов, начатому в мае 1964г. Компании Боинг, Дуглас и Локхид получили контракты на доработку своих конструкций. Компания Локхид была объявлена победителем соревнования 30 сентября 1965г. и стала основным исполнителем контракта на самолет С-5А Гэлакси (Galaxy) ВВС США. Компания Боинг была сильно разочарована, потеряв этот военный контракт. Но маркетинговые исследования показали, что авиалайнер большой вместимости привлечет интерес авиакомпаний в начале 70-х годов, и еще до того, как было объявлено о победе проекта C-5A, компания Боинг организовала небольшую группу конструкторов для разработки проекта гражданского транспортного самолета, получившего обозначение Боинг Модель 747. Первоначальные исследования касались самолета с полетным весом примерно 272155 кг (600000 фунтов) вместимостью 430 пассажиров. Предлагался двухпалубный фюзеляж, каждая палуба которого имела ширину 4,57 м (15 футов). Это привело в начале 1966г. к созданию "большого брата" самолета Модель 707, имевшего крыло с улучшенной аэродинамикой, но спроектированное также по схеме низкоплан, с четырьмя установленными на пилонах под крылом двигателями; довольно похожее стандартное хвостовое оперение и трехстоечное шасси с носовой опорой. Фюзеляж имел практически круглое поперечное сечение, кабина экипажа располагалась высоко в передней части фюзеляжа, внутри легко узнаваемого "горбатого" обтекателя, что позволяло пассажирскому салону простираться под ней в носовую часть самолета. В фюзеляже размещался салон шириной 6,13 м (20 футов 1,5 дюйма) и длиной 56,39 м (185 футов). Расположенные по девять в ряд кресла с двумя проходами между ними моментально развеивали любые намеки на вызывающие клаустрофобию интерьеры многих более ранних авиалайнеров, а позади экипажа на верхней палубе располагались кресла для 16 пассажиров первого класса. Предполагалось размещение 368 пассажиров в типичной компоновке смешанного класса с полетным весом 283495 кг (625000 фунтов). Это означало, что если самолет должен был использоваться с существующих ВПП, то ему требовалось шасси, которое выдерживало бы и эффективно распределяло нагрузку 283 тонны без повреждения ВПП. Для этого были установлены четыре главные стойки шасси с четырехколесными тележками, носовая стойка имела спаренные колеса. Компания так окончательно и не определилась с силовой установкой: рассматривались турбовентиляторные двигатели Дженерал Электрик (General Electric), Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) и Роллс-Ройс (Rolls-Royce). Проект имел описанную общую конструкцию, когда компания Боинг начала искать будущих клиентов, так как каждый самолет в 1966г. имел цену более 16,8 млн долларов. 13 апреля 1966г. компания объявила, что она будет производить этот самолет и что авиалиния Пан Американ заказала не менее 25 таких машин. Однако решение о начале производства было принято лишь 25 июля 1966г. после получения дополнительных заказов от компаний Джапан Эйр Лайнз и Люфтганза. Оценка компании Пан Ам проекта Боинга привела к внесению в конструкцию изменений: был увеличен размах крыла, изменено размещение опор шасси, а максимальный взлетный вес увеличен до 308443 кг (680000 фунтов). Неудивительно, что первые репортажи в прессе, последовавшие за объявлением компании Боинг, были обильно снабжены прилагательными, которые означали значительность: все имело гигантский масштаб, и очень скоро он был назван громоздким самолетом ("jumbo-sized"), что привело к появлению прозвища "джамбо джет" ('jumbo jet' - громоздкий реактивный), которое, возможно, большинству населения земного шара известно лучше, чем официальное обозначение Модель 747. Опытных экземпляров самолета Модель 747 построено не было, а первый серийный предназначался для демонстрационных полетов. Он сошел со стапеля 30 сентября 1968г. в Пэйн Филд (Эверетт), где компания построила совершенно новый завод для производства самолетов Модель 747. Первый полет был успешно выполнен 9 февраля 1969г. После сборки следующих четырех серийных машин программа сертификационных полетов была завершена пятью самолетами в самом конце 1969г. Одобрение федерального управления гражданской авиации было получено 30 декабря. 22 января 1970г. компания Пан Американ торжественно открыла первый рейс самолетов этого типа по маршруту Нью-Йорк - Лондон. Период между началом проектирования и получением сертификата не обошелся без некоторых проблем. Основной из них стала борьба с ростом полетного веса, вызванного необходимостью сохранения установленных параметров полезной нагрузки и дальности; в случае первоначального варианта Модель 747-100 взлетный вес вырос до 322051 кг (710000 фунтов). Другая важная проблема, тесно связанная с весом, касалась силовой установки. Компания Пан Американ выбрала новые и еще не доведенные двигатели Пратт-Уитни JT9D; первоначальная тяга одного двигателя составляла 18597 кг (41000 фунтов). Для серийного самолета был завершен двигатель JT9D-3 тягой 19731 кг (43500 фунтов), но он страдал от бесчисленного количества проблем. Только немного позднее, когда в 1970г. эксплуатацию были введены модифицированные двигатели JT9D-3A с такой же тягой, проблемы были преодолены. Вариант 747-100 имел максимальный запас топлива 178703 литра. Этого достаточно, чтобы двухместный легкий самолет Цессна (Cessna) 150 мог пролететь дистанцию более 1,8 миллиона км (1,1 миллиона миль). Самолет Модель 747-100 мог перевезти 385 пассажиров на расстояние 9136 км (5677 миль) и приземлиться с определенными федеральными авиационными правилами (FAR) резервами топлива. Это свидетельствовало о высокой экономичности его турбовентиляторных двигателей, позволявших к тому же развивать примерно в шесть раз большую крейсерскую скорость, чем у легкого самолета. Все системы управления самолетом имеют электроприводы, автоматическая система управления полетом облегчает работу пилотов во время длительных крейсерских участков и позволяет совершать автоматические посадки. Пилотская кабина и оборудование спланировано так хорошо, что Боинг управляется экипажем из трех человек. Самолетовождение с большой точностью обеспечивается стандартными системами авиационного электронного оборудования и инерциальными навигационными системами. В частности, на Боинг 747-400, как и на некоторых других моделях, штатно устанавливаются Цифровой компьютер СВС (DADC), Система самонаблюдения (FMS) и Инерциальная навигационная система (IRS) фирмы Хонивелл (Honeywell) одного из мировых лидеров в этой области. Компания Боинг накопила примерно 190 заказов от 28 авиалиний. К апрелю 1990г. количество заказов на самолеты Модель 747 всех типов составило 982 машины, 777 из которых были поставлены. Все варианты производятся с двигателями Пратт-Уитни, Дженерал Электрик (General Electric) или Роллс-Ройс (Rolls-Royce). Появление этих широкофюзеляжных авиалайнеров с большим количеством посадочных мест уменьшило количество рейсов и приветствовалось диспетчерами службы управления воздушным движением, так как два полета самолета Модель 747 могли заменить от пяти до десяти рейсов самолетов меньшего размера. Первыми, кого застала врасплох эта ситуация, были представители наземных служб аэропортов. Пассажирские залы становились переполненными, когда два или три рейса прибывали одновременно и высаживали от 700 до 1000 пассажиров. Конечно, это имело место в начале использования широкофюзеляжных самолетов, и с тех пор аэропорты приспособлены для обслуживания таких широкофюзеляжных реактивных авиалайнеров, как Эйрбас (Airbus), Боинг, Локхид (Lockheed) и Макдоннелл Дуглас (McDonnell Douglas), которые перевозят сегодня очень значительную часть пассажиров во всем мире.

ВАРИАНТЫ
Модель 747-100В: Модель 747-100 с усиленными фюзеляжем, шасси и крылом. Модель 747-200В: вариант 747-100В, но с другими двигателями и увеличенным запасом топлива; максимальный взлетный вес вырос до 377842 кг (833000 фунтов). Модель 747-200В Комби (Combi): Модель 747-200В с расположенной по левому борту грузовой дверью, которую можно было использовать в пассажирской или грузо-пассажирской конфигурации, причем пассажиры и груз были отделены подвижной или съемной переборкой. Модель 747-200В Конвертибл (Convertible): Модель 747-200, оборудованная для использования в пассажирской или грузовой конфигурации, или в любой из пяти предопределенных грузопассажирских модификаций. Модель 747-200F Фрейтер (Freighter): специализированный грузовой вариант самолета Модель 747-200, носовая часть которого открывается вперед и вверх; имеется погрузочная система, которой могут управлять два человека; может устанавливаться грузовая дверь в борту фюзеляжа; максимальная полезная нагрузка 112491 кг (248000 фунтов (111 длинных тонн). Модель 747SP: вариант меньшего веса с увеличенной дальностью полета; длина фюзеляжа уменьшена на 14,35 м (47 футов 1 дюйм), а новое хвостовое оперение имеет увеличенную площадь; максимально вмещает 440 пассажиров; может перевозить 331 пассажира и багаж без посадки на расстояние 10841 км (6736 миль). Модель 747SR: Модель 747-100В малой дальности, имеющая изменения в конструкции, позволяющие самолету взлетать и приземляться намного чаще. Модель 747SUD: модификация с удлиненной верхней палубой, которая также может иметься на вариантах 747-100В/-200В/-200В Комби и 747SR, и обеспечивающая места экономического класса для 69 пассажиров на верхней палубе, плюс дополнительные семь мест на нижней палубе. Модель 747-300: заново построенная модификация самолета 747SUD. Модель 747-400: модифицированный вариант с удлиненной верхней палубой, двигателями, созданными по последней технологии, "стеклянной" кабиной для двух человек, удлиненными законцовками крыла и уменьшающими лобовое сопротивление крылышками длиной 1,83 м (6 футов). Боинг Е-4 Эдвансд Эйрборн Комманд Пост (Boeing E-4 Advanced Airborne Command Post (усовершенствованный воздушный КП управления и наведения)): под обозначением Е-4 ВВС США приобрели четыре самолета Боинг 747 для использования в качестве жизнеспособных воздушных командных пунктов управления и наведения, любой из которых мог бы управлять всеми межконтинентальными баллистическими ракетами на территории США, пилотируемыми бомбардировщиками и атомными ракетными подводными лодками; три самолета Е-4А, снабжены командным оборудованием и системами управления более раннего поколения, снятыми с самолетов ЕС-135, и один самолет Е-4В с усовершенствованным командным оборудованием и системами управления; три самолета Е-4А были модернизированы в стандарт Е-4В; все находящиеся в эксплуатации самолеты Е-4 оснащены турбовентиляторными двигателями Дженерал Электрик CF6-50E тягой 24404 кг (52500 фунтов). Боинг 747-123 Спейс Шаттл Кэрриер (Boeing 747-123 Space Shuttle Carrier): обозначение единственного самолета Модель 747-100, приобретенного NASA у компании Американ Эйрлайнз (American Airlines) и модифицированного таким образом, чтобы он мог переносить космический самолет "на спине"; первоначально он был использован для 13 полетов с "Энтерпрайзом".

Тип: тяжелый пассажирский самолет большой вместимости и дальности полета.

Силовая установка: (вариант с максимальным взлетным весом 365142 кг (805000 фунтов) четыре турбовентиляторных двигателя Пратт-Уитни JT9D-7FW тягой 22680 кг (50000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 9145 м (30000 футов) 969 км/час (602 миль/час); крейсерский потолок 13715 м (45000 футов); дальность полета с 442 пассажирами и багажом при максимальном взлетном весе 9624 км (5980 миль).

Веса: снаряженного - 171004 кг (377000 фунтов); максимальный взлетный 365142 кг (805000 фунтов).

Размеры: размах крыла 59,64 м (195 футов 8 дюймов); длина 70,51 м (231 фут 4 дюйма); высота 19,33 м (63 фута 5 дюймов); площадь крыла 510,95 кв. м (5500 кв. футов).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.