Curtiss (Кёртисс) JN-4

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Двухместный биплан Кёртисс JN-4 вскоре после своего появления получил наименование "Дженни" ("Jenny"), широко известное в период между двумя мировыми войнами. В свое время он был одним из самых замечательных американских самолетов. Самолет JN-4 был сконструирован на базе модели JN-2 после промежуточной версии JN-3, у которой были крылья разного размаха и штурвальное управление элеронами, установленными только на верхнем крыле. Вертикальное оперение имело такие же контуры, как и впоследствии у самолета JN-4. Великобритания купила 91 самолет Jn-3, а Армия США - два. Несколько самолетов JN-2 были впоследствии переделаны в JN-3 путем установки на них крыльев и вертикального оперения самолета JN-3, а также двигателя Кёртисс OXX мощностью 75 кВт (100 л. с.). Общий выпуск этих самолетов не превысил 100 экземпляров. Самолет JN-4 имел такие же, как у модели JN-3, двухотсечные крылья разного размаха и шасси ферменного типа с общей осью колес. Впервые он появился в июле 1916г., когда 105 самолетов было продано в Великобританию и 21 был приобретен для военной авиации армии США. Некоторое количество было приобретено частными владельцами, большое число этих самолетов эксплуатировалось в летных школах компании Кёртисс. В результате опыта эксплуатации, приобретенного в Великобритании, компания разработала самолет JN-4A (переобозначенный в 1935г. по-старому - Модель 1), в конструкцию которого было внесено множество улучшений (большее хвостовое оперение и двигатель с нижней линией тяги). Всего был построен 781 самолет. Армия США купила 601 самолет, ВМС - 5, а остальные были экспортированы в Великобританию. Самолет JN-4B (Модель 1A) появился в конце 1916г. У него было большее хвостовое оперение и двигатель OX-2, и его использовали в летных школах и некоторые частные покупатели. Армия США закупила 76, а ВМС - 9 таких самолетов. После двух экземпляров экспериментального самолета JN-4C появились очень удачные модели JN-4 Can и JN-4D (Модель 1C). Первый из них был сконструирован на базе самолета JN-3 - компанией Канадиан Аэроплэйнз Лимитед (Canadian Aeroplanes Limited) и получил название Канук (Canuck). Всего было произведено 1260 машин. Самолет JN-4 Can использовался в ВВС Канады до 1924г., а самолеты, находившиеся в частном владении, продолжали эксплуатироваться еще и в 30-х годах. Джон Эриксон, главный инженер компании Канадиан Аэроплэйнз Лтд, в 1927г. собрал 127 самолетов. У некоторых самолетов была оборудована третья кабина, и они получили название Эриксон Спешл Три (Ericson Special Three). Самолет JN-4D был разработан в июне 1917г. В период с ноября 1917г. и до января 1919г. было произведено 2812 машин. Кроме некоторых новых черт, самолет объединял наиболее успешные элементы самолетов JN-4 Can и JN-4A (управление с помощью ручки, вместо системы Депердюссена, а также нижнюю линию тяги двигателя). Окончание Первой мировой войны привело к расторжению контракта на 1100 экземпляров модели JN-4D-2, которая имела несколько модификаций. В соответствии с распоряжением о производстве тренировочного самолета для углубленной подготовки на самолет JN-4D был установлен новый более сильный двигатель Испано-Сюиза (Hispano- Suiza) мощностью 112 кВт (150 л. с.), построенный компанией Райт (Wright). Получившаяся в результате модель JN-4H (Модель 1E) производилась с конца 1917г. и до заключения мира в 1918г. Армии США было поставлено 929 таких самолетов. Кроме этого, существовали варианты самолета JN-4H с дублированной системой управления (JN-4HT), смешанная (JN-4HB) и для тренировки стрелков (JN-4HG). Еще один тренировочный самолет для углубленной летной подготовки, JN-5H, был построен по требованию Армии США, но ему предпочли самолет Воут (Vought) VE-7. После этого он был переделан в модель JN-6H (Модель 1F) с усиленной системой управления элеронами. Армия США приобрела 1035 самолетов JN-6H в нескольких вариантах: JN-6HB - самолет с одинарной системой управления для тренировки в бомбометании, JN-6HG-1 - тренировочный самолет с дублированной системой управления, JN-6HG-2 - самолет для тренировки стрелков, JN-6HO - самолет для тренировки наблюдателей и JN-6HP - самолет для тренировки летчиков-истребителей. Армия США была вынуждена больше модернизировать самолеты "Дженни", чем закупать новые. Эта задача была возложена на обслуживающее подразделение Армии США, которое до 1926г. усовершенствовало много ранних моделей. Все модернизированные самолеты использовали двигатели Испано-Сюиза компании Райт мощностью 134 кВт (180 л.с.) и были переименованы в JNS (JN стандартизированный). Всего было изготовлено до 300 тренировочных самолетов JNS. Армия США использовала для начальной подготовки самолеты JN-4A, JN-4D и JN-4 Can до 1919г. Имевшие большую мощность JN-4H и JN-6H продолжали эксплуатироваться до середины 20-х годов. Между тем с 1919г. все больше самолетов "Дженни" продавалось частным владельцам, многие из которых использовали их для зарабатывания себе на жизнь, демонстрируя различные трюки. Самолеты "Дженни" стали хорошо известны целому поколению граждан во всех уголках США. Они работали как странствующие цирки, взлетали с неподготовленных взлетных полос на окраинах тысяч американских городков и создавали захватывающие представления с демонстрацией хождения по крыльям, воздушной работы на трапеции, высшего пилотажа на маленькой высоте, устраивали увеселительные прогулочные полеты. У этих машин было плохое техническое обслуживание, много несчастных случаев, и все-таки "эра странствий", или "эра "Дженни", помогла Америке "помешаться" на авиации в хорошем смысле этого слова. Самолеты "Дженни" снимались во многих голливудских фильмах 20-х и начала 30-х годов.

ВАРИАНТЫ
Твин JN: имеющий другое обозначение - Модель 1B, самолет Твин JN появился в апреле 1916г. и был условно назван JN-5. Это был увеличенный двухмоторный вариант самолета JN-4, предназначенный для наблюдения. На нем использована стандартная секция крыла, хотя размах его путем увеличения центроплана вырос на 2,79 м. У самолета между крыльями устанавливались два двигателя OXX-2 мощностью 67 кВт (90 л. с.), в связи с чем максимальная скорость выросла до 129 км/час (80 миль/час); всего произведено 8 самолетов.

Тип: двухместный тренировочный самолет начального обучения.

Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Кёртисс OX-5 мощностью 67 кВт (90 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость 121 км/час (75 миль/час); крейсерская скорость 97 км/час (60 миль/час); практический потолок 1980 м (6500 футов).

Веса: пустого - 630 кг (1390 фунтов); максимальный взлетный 871 кг (1920 фунтов).

Размеры: размах крыла 13,30 м (43 фута 7,75 дюйма); длина 8,33 м (27 футов 4 дюйма); высота 3,01 м (9 футов 10,5 дюйма); площадь крыльев 32,70 кв. м (352 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.