Dassault Mirage III/5/50 (Дассо Мираж III/5/50)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В конце 1955 г. компания Дассо решила построить прототип истребителя новой конструкции с треугольным крылом и более обширным фюзеляжем, в котором помещался один турбореактивный двигатель SNECMA Атар (Atar) 101G1. Получившийся в результате самолет Дассо Мираж III-001 cовер-шил свой первый полет 18 ноября 1956г., а через два месяца достиг полетной скорости 1,52М. Регулируемые воздухозаборники с ручным управлением и турбореактивный двигатель Атар 101G2 тягой 4490 кг (9900 фунтов) позволили повысить максимальную скорость до 1,65М. Позднее при использовании вспомогательного ракетного двигателя SEPR cкорость была повышена до 1,8М. ВВС Франции заказали 10 усовершенствованных предпроизводственных самолетов Мираж IIIA. Эти машины имели турбореактивный двигатель Атар 9B с тягой на форсаже 6000 кг (13228 фунтов) и модифицированное крыло. Мираж IIIА, совершивший свой первый полет 12 мая 1958г., при использовании дополнительного ракетного двигателя показал максимальную скорость в 2,2М. Это привело к производству двухместного тренировочного самолета Мираж IIIВ, имевшего тандемную кабину пилотов, и одноместного всепогодного перехватчика Мираж IIIС. Последний был оборудован радаром Сирано (Cyrano) AI, а основное вооружение, состоявшее из двух пушек калибра 30 мм, могло быть дополнено ракетами класса "воздух-воздух" Матра (Matra) R.530 и Сайдуиндер (Sidewinder). Следующим вариантом являлся истребитель-бомбардировщик большой дальности Мираж IIIЕ с турбореактивным двигателем Атар 9C, установленным в немного более длинном фюзеляже. Он был оборудован радаром Сирано II, который совместно с радаром Допплера и радионавигационной системой TACAN предоставлял возможность полетов на малой высоте в любых погодных условиях и проведения атак по приборам‚ но не мог отслеживать поверхность земли. На основе самолета Мираж IIIE был спроектирован менее сложный истребитель для атак наземных целей в условиях визуального полета. Этот самолет получил название Мираж 5. Он предназначался в основном для экскорта в Израиль. Первый образец этой модели совершил полет 19 мая 1967г. На нем было установлено упрощенное электронное оборудование‚ он имел больший объем топлива и увеличенную грузоподъемность. За счет их уменьшения могло устанавливаться дополнительное авиационное оборудование. Позднее самолет эксплуатировался в ВВС Франции под обозначением Мираж 5F. Многоцелевой истребитель Мираж 50, опытный образец которого совершил свой первый полет 15 апреля 1979г., имел турбореактивный двигатель SNECMA Атар 9K-50 и мог нести полный набор вооружения‚ оборудования и снаряжения‚ разработанных для самолетов серии Мираж III/5. Этот вариант имел более совершенный радар и систему индикации информации на лобовом стекле. Существовали также разведывательный и двухместный учебно-тренировочный варианты. Они эксплуатировались примерно в 20 зарубежных странах. К моменту окончания в 1989г. серийного производства всего было выпущено более 1400 самолетов Мираж III/5 и III/50‚ почти 950 из которых пошли на экспорт. Пользователи этих самолетов принимали участие в программах по их модернизации, и, как результат, некоторые экземпляры эксплуатируются уже более 20 лет.

ВАРИАНТЫ
Мираж IIID: двухместный учебно-тренировочный самолет. Мираж IIIEX: модифицированный самолет Мираж IIIE с носовой частью, как у модели F1, и подфюзеляжными ребрами-килями, как у самолета Мираж 5D; с топливоприемником для дозаправки в воздухе‚ расположенным с левого борта перед кабиной пилота и закрепленными передними дополнительными рулями. Обтекатель радара Допплера под носовой частью самолета убран. Мираж III0: модификация, выпускавшаяся по лицензии в Австралии. Мираж IIIR: самолет-разведчик с пятью фотокамерами или инфракрасным оборудованием. Мираж IIIS: модификация, выпускавшаяся по лицензии в Швейцарии. Мираж IIIT: опытный самолет‚ служивший экспериментальной установкой для испытаний турбовентиляторного двигателя SNECMA TF-106 тягой 9000 кг (19482 фунта). Мираж IIIX: имел дополнительные передние рули‚ электропроводную систему управления‚ двигатель Атар 9K-50 и улучшенное электронное оборудование. Бальзак (Balzak) V-001: экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки, модификация планера Мираж III с восемью подъемными реактивными двигателями Роллс-Ройс (Rolls-Royce) RB.162 и турбовинтовым маршевым двигателем SNECMA TF-104; разработан с целью отработки системы управления опытного самолета Мираж III/V. Мираж III/V: обозначение двух опытных самолетов‚ каждый из которых был оборудован восемью подъемными двигателями Роллс-Ройс RB.162; истребители с вертикальным взлетом с отдельной подъемной силовой установкой. Мираж 5D: двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Мираж 5. Мираж 5R: разведывательный вариант самолета Мираж 5. Мираж Милан (Mirage Milan): опытный самолет‚ созданный на базе модели Мираж IIIE‚ оборудованный турбореактивным двигателем Атар 9K-50 и выдвижными передними рулями‚ расположенными в носовой части самолета; предназначался для исследования управляемости самолетов типа "бесхвостка".

Тип: одноместный многоцелевой самолет.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель SNECMA Атар 9K-50 тягой 7200 кг (15873 фунта).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 2,2 М; практический потолок при скорости 2 М 18000 м (59055 футов); радиус ведения боевых действий с двумя бомбами массой 400 кг (882 фунта) 630 км (391 миля)

Веса: снаряженного - 7150 кг (15763 фунта); максимальный взлетный 13700 кг (30203 фунта).

Размеры: размах крыла 8,22 м (26 футов 11,5 дюйма); длина 15,56 м (51 фут 0,5 дюйма); высота 4,5 м (14 футов 9 дюймов); площадь крыла 35 кв.м (376,75 кв. фута).

Вооружение: две пушки DEFA калибра 30 мм в фюзеляже; разнообразное внешнее вооружение на семи точках подвески.

 


Copyright © Fedoroff Corp.