F.B.A. flying-boats 1913-18 (Ф.Б.A. летающие лодки 1913-1918)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Человеком, являвшимся движущей силой Французско-британской авиационной компании (Franco-British Aviation Company), зарегистрированной в Лондоне в 1913 году., был француз Луи Шрек, и именно во Франции была сконцентрирована деятельность компании F.B.A. Первые серийные летающие лодки F.B.A.-Левек (F.B.A.-Leveque) были оснащены ротационными двигателями Гном (Gnome) мощностью от 37 до 75 кВт (50-100 л.с.) и имели прямую конструкцию с однореданными деревянными корпусами, обшитыми фанерой, и двухстоечными деревянными крыльями разного размаха с полотняной обшивкой. Двигатель был установлен между крыльями и вращал толкающий винт. Самолеты имели успех у многих частных владельцев. К началу 1915г. были осуществлены поставки в авиацию ВМС Великобритании и Франции самолета F.B.A. Тип В (F.B.A. Type B), который являлся усовершенствованной разработкой летающей лодки F.B.A.-Левек. Он имел складывающиеся крылья, что впоследствии стало характерной чертой самолетов компании F.B.A., а вскоре после него появился вариант с новым двигателем и улучшенными во всех отношениях летными характеристиками, известный под обозначением Тип С (Type С). На этот самолет поступили экспортные заказы, кроме того, он лицензионно производился за границей. Самыми успешными из летающих лодок F.B.A. военного времени были самолеты Тип Н (Type Н), более 1000 экземпляров которых было поставлено в ВМС Франции и приблизительно столько же построено по лицензии в Италии. Cамолет этого типа являлся трехместным, был оснащен двигателем мощностью 112 кВт (150 л.с.), имел усовершенствованный корпус, перепроектированные крылья и новое хвос- товое оперение. Последней военной летающей лодкой F.B.A. оказался самолет Тип S (Type S) с переконструированным корпусом, двигателем мощностью 149 кВт (200 л.с.), треугольным килем и закругленным аэродинамически сбалансированным рулем направления. Он оставался на службе в ВВС Франции в течение пяти лет после войны. Экспериментальные самолеты F.B.A., построенные в этот период, включали в себя: модифицированный самолет Тип С, оснащенный двумя ротационными двигателями; самолет Тип С, имевший усиленную носовую часть измененной формы и пушку калибра 37 мм, установленную в передней кабине; и одноместный cамолет авион кэнон (avion canon), вооруженный пушками и имевший лодочный тип фюзеляжа и обычное колесное шасси. Были испытаны варианты амфибии всех основных типов.

ВАРИАНТЫ
F.B.A. Тип А: первый серийный самолет F.B.A., оснащенный ротационным двигателем Гном N1 мощностью 37 кВт (50 л.с.); как и у последующих конструкций, биплановые крылья поддерживались над корпусом четырьмя короткими подкосами; пилот и пассажир сидели рядом перед нижним крылом в открытой кабине, защищенной круто поднимающимся деревянным обтекателем, установленным сразу перед лобовым стеклом. F.B.A. Тип B: усиленный корпус по сравнению с самолетом Тип А; перепроектированное хвостовое оперение имело новый руль, но не имело киля; этот самолет появился в начале 1915г.; авиация ВМС Великобритании закупила 36 самолетов у компании F.B.A., по лицензии построено еще 80 машин; только несколько самолетов F.B.A. (британских или французских) имели вооружение, большинство использовались в качестве учебно-тренировочных. F.B.A. Тип С: в сущности самолет Тип В с новым ротационным двигателем Клерже (Clerget) 9B мощностью 97 кВт (130 л.с.); Россия импортировала 30 экземпляров и еще 34 построила на заводе Лебедева; Италия закупила несколько самолетов. Самолет Тип С являлся первой летающей лодкой F.B.A., широко использовавшейся Францией. Обычное вооружение состояло из одного пулемета калибра 7,7 мм (0,303 дюйма); самолет оставался популярным и в послевоенное время; три гражданских экземпляра использовались швейцарской компанией Ад Астра (Swiss Ad Astra company), а другие использовались на пассажирских линиях Швеции и Уругвая; в 1923г. компания F.B.A. выпустила самолет Тип 11 - двухместную учебно-тренировочную летающую лодку. Эта модель была переделана впоследствии в двухместный тренировочный вариант Тип 14; было построено 20 экземпляров этого самолета, которые оставались на службе несколько лет. F.B.A. Тип Н: самый многочисленный тип самолетов F.B.A.; он был популярен как в Италии, где компанией Савойя (Savoia) и группой мелких подрядчиков были построены 982 самолета, так и во Франции; итальянский вариант был оснащен двигателем Изотта-Фраcчини (Isotta-Fraschini) V-4-B мощностью 112 кВт (150 л.с.) и вооружен пулеметом Фиат (Fiat) калибра 7,5 мм (0,3 дюйма). Тип Н применялся морской авиацией Франции для противолодочного патрулирования; другие экземпляры использовались Бельгией, США и Югославией. F.B.A. Тип S: последняя серийная летающая лодка F.B.A. военного времени; имела усовершенствованный корпус и новое хвостовое оперение; была оснащена двигателем Испано-Сюиза (Hispano-Suiza) 8Bb мощностью 149 кВт (200 л.с.). Появилась в ноябре 1917г. и использовалась только Францией. Летающие лодки Тип S оставались на службе до 1923г.; экспериментальный вариант с крыльями уменьшенной хорды и с переконструированной системой стоек разбился во время испытательного полета над Сеной, и дальнейшая его разработка была прекращена.

Тип: трехместная летающая лодка для берегового патрулирования.

Силовая установка: один 8-цилиндровый поршневой двигатель Испано-Сюиза 8Аа мощностью 112 кВт (150 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 150 км/час (93 миль/час); практический потолок 4900 м (16080 футов); дальность полета 450 км (280 миль).

Веса: снаряженного - 984 кг (2169 фунтов); максимальный взлетный 1420 кг (3130 фунтов).

Размеры: размах крыла 14,12 м (46 футов 4 дюйма); длина 9,92 м (32 фута 6,5 дюйма); высота 3,10 м (10 футов 2 дюйма); площадь крыла 40,00 кв. м (430,57 кв. фута).

Вооружение: один пулемет калибра 7,7 мм (0,303 дюйма); две бомбы Тип F массой 35 кг (77 фунтов).

 


Copyright © Fedoroff Corp.