Fairey Swordfish (Фейри Суордфиш)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Самолет Фейри Суордфиш был создан на базе разработанного в частном порядке проекта биплана T.S.R.1. Однако, его начальные летные характеристики были достаточно хороши, чтобы обеспечить его дальнейшее развитие. Поэтому, когда появилось техническое задание на палубный торпедоносец-разведчик-корректировщик, компания Фейри предложила проект усовершенствованного самолета T.S.R.2. Он и стал прототипом самолета Суордфиш, поднявшегося в воздух 17 апреля 1934г. Первый самолет Суордфиш Mk I представлял собой двухотсечный биплан с металлической силовой конструкцией и полотняной обшивкой, за исключением некоторых панелей из легких сплавов в передней части фюзеляжа. Для компактного размещения на авианосце крылья самолета складывались. В фюзеляже располагались две открытые кабины: для пилота (передняя) и одного или двух членов экипажа (задняя). Самолет имел стандартное шасси с хвостовым колесом (которое могло заменяться поплавками), традиционное подкосно-расчалочное хвостовое оперение и силовую установку в виде звездообразного двигателя Бристоль Пегас (Bristol Pegasus) IIIM мощностью 515 кВт (690 л.с.). Самолеты Суордфиш Mk I начали поступать в состав авиации ВМС Великобритании в июле 1936г. В начале Второй мировой войны ВМС имели в своем составе 13 боевых эскадрилий самолетов Суордфиш, и 12 из них базировались на борту авианесущих крейсеров "Арк Роял", "Кареджес", "Игл", "Фурия" и "Глория". Вооруженный торпедой самолет Суордфиш 11 апреля, поднявшись с борта авианосца "Фурия", во время первой же боевой операции доказал свою огромную ценность. Спустя два дня катапультированный с борта HMS "Уорспайт" cамолет Суордфиш потопил подлодку U-64 - первую, записанную на счет авиации ВМС. Объем серийной продукции компании Фейри был не в состоянии обеспечить увеличивающиеся заказы на самолеты Суордфиш. Поэтому производство было передано в руки компании Блэкбёрн Эйркрафт (Blackburn Aircraft). Эта компания с самого начала своего существования занималась в основном проектированием и производством самолетов для морской авиации. В 1940г. был построен всего один экземпляр самолета, но в следующем году было выпущено уже 415 машин. до конца 1940г. самолеты Суордфиш участвовали в различных операциях под руководством командования береговой авиации Королевских ВВС. Они устанавливали минные поля и совершали налеты на оккупированные немцами порты в проливе Ла-Манш. Их экипаж состоял из двух человек, а в задней кабине располагались дополнительные топливные баки. в 1940г. состоялся самый большой триумф самолетов Суордфиш в ходе памятной атаки на итальянскую флотилию в бухте Таранто. В результате воздушной разведки было обнаружено, что в бухте стоят на якорях шесть линкоров, крейсеры сопровождения и эсминцы. Ночью 11 ноября 1940г. 21 самолет Суордфиш двумя волнами с часовым интервалом атаковал флотилию. Хотя первые доклады сообщали об успехе операции в целом, необходимо было провести воздушную разведку для прояснения картины. Такой полет состоялся на следующий день и показал, что итальянским ВМС был нанесен сокрушительный урон: три линкора были сильно повреждены, причем два из них находились в затопленном состоянии, крейсер и два эсминца получили прямые попадания, а два вспомогательных судна были потоплены. В течение часового промежутка времени соотношение военно-морских сил в Средиземном море необратимо изменилось. Последние значительные торпедные атаки, осуществленные этими самолетами, состоялись в 1942г., когда была предпринята тщетная попытка предотвратить проход через Английский пролив в восточном направлении немецких линкоров "Гнайсенау" и "Шарнхорст", сопровождаемых тяжелым крейсером "Принц Ойген". Тогда в качестве последней надежды шесть самолетов Суордфиш из эскадрильи № 825 под командованием лейтенанта Эсмонда совершили торпедную атаку, после которой уцелел только один самолет и чудом удалось спасти пятерых из 18 членов экипажей. Впоследствии все они были награждены. В результате полученного опыта стало очевидным, что дальнейшее использование самолетов Суордфиш для торпедных атак не имеет смысла. Такие операции подразумевали длительный и тщательный заход на цель для точного пуска торпеды, а это давало корабельным огневым средствам великолепную возможность для уничтожения атакующего самолета. В результате самолеты Суордфиш начали применяться для противолодочных операций, используя против подлодок обычные глубинные бомбы, а для атаки по надводным целям - реактивные снаряды. Это привело к созданию самолета Суордфиш Mk II, который поступил на вооружение в 1943г. Он отличался тем, что имел усиленное нижнее крыло с металлической обшивкой для обеспечения подвески и пуска реактивных снарядов. На первых серийных самолетах MkII устанавливался двигатель Пегас (Pegasus) IIIM, но более поздние экземпляры оснащались двигателями Пегас XXX. В том же году вслед за самолетом Суордфиш MkII появился вариант Суордфиш Mk III, на котором между основными стойками шасси внутри обтекателя был установлен сканер бортовой РЛС для обнаружения надводных целей; в остальных отношениях он был схож с самолетом Mk II. Кроме трех основных серийных вариантов, на основе самолета Суордфиш Mk II было создано несколько экземпляров с закрытой кабиной. Эти самолеты получили наименование Суордфиш Mk IV. Вооруженный ракетами и минами, самолет достиг почти невероятного успеха в противолодочных операциях. В сентябре 1944г. самолет Суордфиш с борта эскортного авианосца английских ВМС "Виндекс" потопил четыре подлодки класса U в одном вылете. Серийное производство завершилось в 1944г. К тому времени компания Фейри построила 692 самолета, а компания Блэкбёрн - 1699 самолетов. Королевские ВМС неохотно расстались с таким отважным бойцом, который служил для Британского флота в качестве торпедного бомбардировщика, минного заградителя берегового базирования, самолета для защиты конвоев с эскортных авианосцев, ночного летающего постановщика сигнальных ракет, противокорабельного противолодочного самолета, вооруженного ракетами, а также тренировочного самолета и самолета общего назначения.

Тип: двух/ трехместный торпедоносец- бомбардировщик- разведывательный самолет.

Силовая установка: один 9-цилиндровый звездообразный поршневой двигатель Бристоль Пегас XXX мощностью 559 кВт (750 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 222 км/час (138 миль/час); крейсерская скорость 193 км/час (120 миль/час); практический потолок 3260 м (10700 футов); максимальная дальность 1658 км (1030 миль).

Веса: пустого - 2132 кг (4700 фунтов); взлетный 3406 кг (7510 фунтов).

Размеры: размах крыла 13,87 м (45 футов 6 дюймов); длина 10,87 м (35 футов 8 дюймов); высота 3,76 м (12 футов 4 дюйма); площадь крыла 56,39 кв. м (607 кв. футов).

Вооружение: один передний синхронный пулемет Виккерс калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) в фюзеляже и один пулемет Льюис или Виккерс К калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) на высокоскоростной установке Фейри в задней кабине; торпеда массой 730 кг (1610 фунтов) или глубинные бомбы, мины, или бомбы массой до 680 кг (1500 фунтов), или до восьми реактивных снарядов.

 


Copyright © Fedoroff Corp.