Fokker (Фоккер) D.XXI

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Самолет Фоккер D.XXI полностью отличался от предыдущих разработок компании Фоккер, представляя собой низкоплан с неубирающимся шасси, закрытым обтекателями. Первоначально на нем планировалась установка двигателя Роллс-Ройс Кестрел (Rolls-Royce Kestrel) IV мощностью 485 кВт (650 л.с.), но 27 февраля 1936г. он поднялся в воздух со звездообразным двигателем Бристоль Меркурий (Bristol Mercury) VI-S мощностью 481 кВт (645 л.с.). В 1937г. Голландия заказала 36 самолетов D.XXI с звездообразными двигателями Бристоль Меркурий VII или VIII. В том же году 7 самолетов D.XXI с двигателями Меркурий VIII были заказаны для ВВС Финляндии. Было также заключено соглашение о лицензионном производстве, по которому с 1938г. по 1944г. завод Финниш Стейт Эйркрафт Фэктори (Finnish State Aircraft Factory) в Тампере построил 93 самолета D.XXI. Из них первые 38 самолетов с двигателем Меркурий были изготовлены в 1938г. Следующие 50 машин, построенные в 1941г., были модифицированы для установки двигателя Пратт-Уитни Твин Восп Юниор (Pratt & Whitney Twin Wasp Junior) SB4-C/-G мощностью 825 л.с. (615 кВт). Финские самолеты D.XXI имели четыре пулемета в крыльях вместо двух в фюзеляже и двух в крыльях. Заключительная партия из пяти самолетов D.XXI с двигателем Бристоль Пегас (Bristol Pegasus) появилась в 1944г. Самолеты голландской постройки были поставлены Дании. Еще 10 самолетов было построено на заводе Роял Арми Эйркрафт Фэктори (Royal Army Aircraft Factory) в Копенгагене. На них были установлены двигатели Меркурий VI-S и две пушки Мэдсен (Madsen) калибра 20 мм в обтекателях под крылом. Лицензионное производство самоле-тов D.XXI начиналось и в Испании рес- публиканским правительством, но сбо- рочные линии были захвачены националистами. Видимо, ни один самолет так и не был изготовлен. Между тем 20 июля 1938г. в Голландии поднялся в воздух первый самолет D.XXI ВВС Голландии, а последний из 36 серийных самолетов был передан 8 сентября 1939г. К моменту нападения Германии на Голландию 10 мая 1940г. в строю находилось 28 самолетов D.XXI. Маневренность голландских истребителей сослужила им хорошую службу. Их величайшая победа пришлась на 10 мая, когда самолеты D.XXI уничтожили 37 самолетов Юнкерс (Junkers) Ju 52/3m. Когда 12 марта 1940г. Финляндия капитулировала перед Россией, 29 самолетов D.XXI все еще находились в строю. Некоторые из самолетов D.XXI в августе 1941 г. начали заменяться на относительно неудачную модель IVL Мирски (Myrsky). Однако небольшое количество самолетов эксплуатировалось в течение длительного периода и после окончания войны, пока в 1948г. они не были окончательно списаны. Большинство финских самолетов D.XXI в зимний период имело лыжное шасси. Один самолет с двигателем Твин Восп был модифицирован, и на нем установили убирающееся шасси. Несколько голландских предвоенных самолетов D.XXI служили в качестве летающих стендов для испытаний таких двигателей, как Роллс-Ройс Кестрел V и Испано-Сюиза 12Y. Были разработаны проекты для вариантов с двигателями Бристоль Геркулес (Bristol Hercules) (Проект 150), Роллс-Ройс Мерлин (Rolls-Royce Merlin) (Проект 151) и Даймлер-Бенц (Daimler-Benz) DB600H (Проект 152). Все варианты имели убирающееся шасси и аэродинамические улучшения конструкции.

Тип: одноместный истребитель.

Силовая установка: один 9-цилиндровый звездообразный поршневой двигатель Бристоль Меркурий VIII мощностью 619 кВт (830 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 4420 м (14500 футов) 460 км/час (286 миль/час); крейсерская скорость 385 км/час (239 миль/час); практический потолок 11000 м (36090 футов); дальность полета 950 км (590 миль).

Веса: пустого - 1450 кг (3197 фунтов); максимальный взлетный 2050 кг (4519 фунтов).

Размеры: размах крыла 11 м (36 футов 1 дюйм); длина 8,2 м (26 футов 10,75 дюйма); высота 2,95 м (9 футов 8 дюймов); площадь крыла 16,2 кв. м (174,38 кв. фута).

Вооружение: четыре пулемета калибра 7,9 мм (0,31 дюйма), два из них над двигателем и два в крыле.

 


Copyright © Fedoroff Corp.