Grumman TBF Avenger (Грумман TBF Авенжер)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Самолет TBF появился в начале 1940г., когда ВМС США с целью получения более современного бомбардировщика-торпедоносца объявили конкурс, заказав у компании Грумман два опытных самолета XTBF-1 и две недели спустя - два опытных самолета у соревнующейся с нею компании Воут (Vought). Это был своебразный вызов конструкторской группе Груммана во главе с Б. Швендлером, производившей до этого удачные палубные истребители, но не бомбардировщики-торпедоносцы. Опытный самолет, совершивший свой первый полет 1 августа 1941г., представлял собой цельнометаллический среднеплан, за исключением рулевых поверхностей с полотняной обшивкой. Для размещения на авианосце консоли крыла могли складываться. Конструкция крыла и фюзеляжа, тормозного крюка была стандартной, а шасси убирающимся. Более поздние варианты имели возможностть взлета при помощи ракетных ускорителей. Силовая установка состояла из звездообразного двигателя Райт R-2600-8 Циклон 14 (Wright R-2600-8 Cyclone) мощностью 1268 кВт (1700 л.с.) с трехлопастным винтом изменяемого шага. После летных испытаний, проведенных компанией Грумман, ВМС США провели оценочные испытания, которые удачно завершились в декабре 1941г. До декабря 1943г. компания Грумман должна была построить 2293 экземпляра. Среди них были самолеты TBF-1, в основном сходные с опытным самолетом, и модели TBF-1C. Компания также произвела опытные самолеты XTBF-2 и XTBF-3, имевшие соответственно двигатели XR-2600-10 и R-2600-20. В ВМС Великобритании, получивших по ленд-лизу 402 самолета TBF-1B, эти самолеты первоначально были названы Тарпон Mk I, но в январе 1944г. переименованы в Авенжер Mk I. Модели Авенжер под обозначениями ТВМ-1 и ТВМ-1С (эквивалентные самолетам TBF-1 и TBF-1C соответственно) производились с сентября 1942г. по лицензии и компанией Дженерал Моторс (General Motors). Всего было поставлено 7546 самолетов до закрытия сборочных линий компании в июне 1945г. Из ранних моделей Великобритании получили 334 экземпляра TBM-1, которым дала обозначение Авенжер Mk II. Дженерал Моторс предложила и опытный самолет XTBM-3, имевший двигатель R-2600-20, как у самолета ХТВF-3 производства компании Грумман, но отличающийся усиленными лонжеронами. Большое количество машин было также поставлено без тяжелой надфюзеляжной турели с бустерным управлением. Поставки этой модификации, получившей обозначение ТВМ-3, начались в апреле 1944г., и ВМС Великобритании приобрели 222 подобных самолета под обозначением Авенжер Мk III. Окончание войны не позволило Дженерал Моторс пустить в серию опытный самолет ХТВМ-4, который отличался усиленной конструкцией фюзеляжа. После войны самолеты Авенжер выполняли В США важные задачи по поиску и обнаружению подводных лодок, пока не были для этой цели построены специальные машины. Они также использовались как всепогодные бомбардировщики, самолеты радиопротиводействия, транспортные машины. В Великобритании противолодочные варианты получили обозначения Авенжер AS.Mk 4 или Авенжер AS.Mk 5.

ВАРИАНТЫ
TBF-1D/TBF-1CD: модификации самолетов TBF-1/TBF-1C, снабженные сантиметровым радаром. TBF-1E: модификация модели TBF-1, имевшая дополнительное авиационное электронное оборудование. TBF-1J: новое обозначение самолета TBF-1, полученное после его переоборудования во всепогодный. TBF-1L: модификация модели TBF-1, снабженная в бомбовом отсеке убирающимся прожектором. TBF-1P/TBF-1CP: модификации самолетов TBF-1/TBF-1C, предназначенные для фоторазведки. TBM-1E/TBM-1J/TBM-1L/TBM-1P: самолеты производства компании Дженерал Моторз, эквивалентные моделям TBF-1E/TBF-1J/TBF-1L и TBF-1P соответственно. TBM-3D: модификация самолета TBM-3, оборудованная сантиметровым радаром. TBM-3E: модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным авиационным электронным оборудованием. TBM-3H: модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС обнаружения надводных целей ASV. TBM-3J: новое обозначение самолета TBM-3, полученное после переоборудования его во всепогодный. TBM-3L: модификация самолета TBM-3, снабженная в бомбовом отсеке убирающимся прожектором. TBM-3M/TBM-3M2: модификации самолета TBM-3, предназначенные для запуска ракет. TBM-3N: послевоенная модификация самолета TBM-3, предназначенная для ночных атак. TBM-3P: модификация самолета TBM-3 для фоторазведки. TBM-3Q: модификация самолета TBM-3 для радиопротиводействия. TBM-3R: модификация самолета TBM-3, вмещающая семь пассажиров и груз для доставки на борт авианосца. TBM-3S/TBM-3S2: модификации самолета TBM-3, предназначенные для нанесения противолодочных ударов. TBM-3U: модификация самолета TBM-3 общего назначения и для буксировки мишеней. TBM-3W/TBM-3W2: модификации самолета TBM-3, предназначенные для поиска подводных лодок; применялись совместно с самолетами TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду "охотник-убийца".

Тип: трехместный палубный бомбардировщик- торпедоносец.

Силовая установка: один 14-цилиндровый звездообразный поршневой двигатель Райт R-2600-20 Циклон 14 мощностью 1305 кВт (1750 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 4570 м (15000 футов) 430 км/час (267 миль/час); крейсерская скорость 237 км/час (147 миль/час); практический потолок 7130 м (23400 футов); дальность полета 1819 км (1130 миль).

Веса: пустого - 4853 кг (10700 фунтов); максимальный взлетный 8278 кг (18250 фунтов).

Размеры: размах крыла 16,51 м (54 фута 2 дюйма); длина 12,19 м (40 футов); высота 5 м (16 футов 5 дюймов); площадь крыла 45,52 кв. м (490 кв. футов).

Вооружение: два передних пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), один пулемет того же калибра в надфюзеляжной турели и один пулемет калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) в подфюзеляжной позиции; до 907 кг (2000 фунтов) вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления для ракетных снарядов, сбрасываемых баков или контейнера с радаром под крылом.

 


Copyright © Fedoroff Corp.