McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (Макдоннелл-Дуглас F/A-18 Хорнет)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В 1974г. компания Макдоннелл-Дуглас для разработки совместного проекта объединилась с компанией Нортроп (Northrop), имевшей образец легкого истребителя YF-17. Самолет, получивший обозначение военно-морской боевой истребитель (Navy Air Combat Fighter-NACF), оказался весьма привлекательным для ВМС США и, после дальнейшего усовершенствования конструкции, 22 января 1976г. было объявлено о начале разработки двух одноместных вариантов, Макдоннелл-Дуглас F-18 и A-18. Позднее самолет получил название Хорнет (Hornet - шершень). Он представлял собой свободнонесущий среднеплан со складывающимися крыльями; хвостовое оперение состояло из двух килей, наклоненных наружу, и цельноповоротных стабилизаторов, по одному с каждой стороны фюзеляжа, движущихся вместе или раздельно; убирающееся трехколесное шасси включало в себя носовое шасси, приспособленное для старта с помощью катапульты; имелся тормозной крюк для посадки на авианосец; силовая установка состояла из двух турбовентиляторных двигателей Дженерал Электрик (General Electric) F404-GE-400 с тягой по 71 кН (16000 фунтов). Первый из 11 прототипов самолетов поднялся в воздух 18 ноября 1978г. В течение 12 месяцев все 11 аппаратов плюс два двухместных учебно-тренировочных самолета TF/A-18A (позднее переименованные в F-18B) прошли испытания. Первый серийный самолет F/A-18A был поставлен в ВМС США в мае 1980г. В середине 1980-х гг. самолет был усовершенствован за счет установки современного электронного и приборного оборудования и оснащения ракетами Маверик (Maverick) AIM-120 и AGM-65F, размещавшимися на девяти узлах подвески. Двигатель был заменен на более мощный турбовентиляторный F404-GE-402. Усовершенствованный самолет, названный F/A-18C, поднялся в воздух 3 сентября 1986г. Двухместный вариант F/A-18D, использующийся как ночной штурмовик, был оснащен бортовой инфракрасной системой обзора передней полусферы (FLIR - forward looking infrared); он поднялся в воздух в мае 1988 года и поступил на вооружение 1 ноября 1989г., заменив в морской пехоте США самолет А-6 Интрудер (Intruder). Дальнейшие разработки привели к созданию самолетов F/A-18E и F/A-18F c увеличенной дальностью полета и удлиненным фюзеляжем по сравнению с моделями F/A-18C и D и оснащенных усовершенствованным радаром APG-73 и 11 узлами подвески. На зарубежном рынке самолет Хорнет был закуплен Кувейтом (32 машины F-18C и восемь самолетов F-18D), Швейцарией (34 самолета F/A-18), Южной Кореей (впоследствии отказавшейся от увеличения поставок в пользу самолета F-16), Финляндией (64 самолета F/A-18). К середине 1992г. было произведено 1100 самолетов Хорнет. Вполне вероятно, что этот универсальный боевой самолет еще долго будет пользоваться спросом.

ВАРИАНТЫ
F/A-18A: первоначальный серийный вариант истребителя и штурмовика с незначительными различиями; 75 самолетов были заказаны Австралией и поставлены ей с 1981 по 1990 гг. CF-18: обозначение самолета Хорнет, оснащенного инструментальной системой посадки (ILS) и аварийным комплектом средств жизнеобеспечения; 148 таких самолетов было заказано Канадой и с 1982 по 1988 гг. было поставлено 114 одноместных CF-18A и 24 двухместных CF-18F. EF-18: обозначение 72 палубных самолетов Хорнет для ВВС Испании, заказанных в 1983г.; 60 одноместных EF-18A и 12 машин EF-18B (в Испании обозначавшихся C-15 и CE-15) получены с 1986 по 1990 гг. F-18D(CR): двухместный проектируемый вариант всепогодного разведчика на базе самолета F-18D; предположительно заменит самолеты Фантом (Phantom) RF-4B морской пехоты США. RF-18: разведывательный вариант самолета F/A-18A, испытанного на первом опытном образце в феврале 1984г. и затем переданного NASA. TF/A-18A: первоначальный двухместный вариант самолета F/A-18A с расположением кресел друг за другом, с уменьшением емкости топливных баков; позднее переименован в F/A-18B. Хорнет 2000: предложен компанией Макдоннелл-Дуглас для совместной разработки; этот перспективный самолет должен иметь увеличенное крыло и горизонтальное хвостовое оперение, две перегородки в фюзеляже, позволяющие разместить дополнительное топливо, более мощные двигатели и усовершенствованную кабину пилота.

Тип: палубный морской ударный истребитель.

Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Дженерал Электрик F404-GF-400 с тягой по 71 кН (16000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость (на большой высоте, в горизонтальном полете) 1,8М; боевой потолок 15240 м (50000 футов); боевой радиус действия при выполнении функций истребителя свыше 740 км (460 миль).

Веса: максимальный взлетный при выполнении функций штурмовика 22317 кг (49200 фунтов).

Размеры: размах крыла 11,43 м (37 футов 6 дюймов); длина самолета 17,07 м (56 футов); высота 4,66 м (15 футов 3,5 дюйма); площадь крыла 37,16 кв. м (400,0 кв. фута).

Вооружение: одна шестиствольная 20-мм пушка М61 в носовой части; девять внешних подвесок с максимальной нагрузкой 7700 кг (17000 фунтов) различного вооружения, включая ракеты "воздух-воздух" AIM-7 Спарроу (Sparrow) и AIM-9 Сайдуиндер (Sidewinder).

 


Copyright © Fedoroff Corp.