North American Texan/SNJ/Harvard (Норт Американ Тексан/SNJ/Гарвард)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Самый интенсивно использовавшийся тренировочный самолет всех времен, Гарвард, построенный компанией Норт Американ в количестве более 17000 экземпляров, был создан на основе опытного варианта Норт Американ NA-16, совершившего первый полет в апреле 1935г. Это был свободнонесущий низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом, открытыми тандемными кабинами и звездообразным двигателем Райт R-975 Уорлуинд (Wright R-975 Whirlwind) мощностью 298 кВт (400 л.с.). После официальных испытаний на этот тип самолета под обозначением ВТ-9 поступил заказ. Доработки конструкции были оговорены в контракте, и самой важной из них были закрытые кабины. Получившийся в результате этого предсерийный самолет NA-18 имел двигатель Пратт-Уитни R-1340 Восп (Pratt & Whitney R-1340 Wasp) мощностью 447 кВт (600 л.с.). Однако на серийных самолетах был оставлен двигатель Райт R-975. После самолета ВТ-9 (построено 42 машины) последовали варианты ВТ-9А (построено 40 экземпляров) с двумя пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), ВТ-9В (построено 117 машин) с незначительными усовершенствованиями и похожий ВТ-9С (67 машин) с некоторыми изменениями в оборудовании. Единственный образец BT-9D с измененными внешними панелями крыла и рулем направления привел к усовершенствованному самолету ВТ-14 (построена 251 машина), имевшему металлическую обшивку фюзеляжа и двигатель Пратт-Уитни R-985-25 Восп Юниор (Junior) мощностью 336 кВт (450 л.с.); в 1941г. на 27 самолетах были установлены двигатели R-985-11 мощностью 298 кВт (400 л.с.), после чего они получили обозначение ВТ-14А. ВМС США использовали 40 экземпляров модели ВТ-9 под обозначением NJ-1 с двигателем R-1340 Восп. Экспортные заказы на эти варианты с неубирающимся шасси включали самолеты: для Австралии (1), Китая (85), Гондураса (3) и переданные по лицензии в Японию и Швецию (по два образца для каждой страны). Франция получила 230 машин, похожих на модель ВТ-9, для службы в ВВС (200 самолетов) и ВМС (30 самолетов); 119 самолетов получили ВВС Великобритании, а затем Канады, которые обозначили их как Иел (Yale) Mk I. Техническое задание на тренировочный самолет привело к разработке модели NA-26, которая являлась вариантом модели NA-16, имевшей убирающееся шасси с хвостовым колесом, двигатель R-1340 мощностью 447 кВт (600 л.с.). Серийные варианты включали в себя самолет ВС-1 (177 машин, из которых 30 были модифицированы в тренировочные для обучения полетам по приборам ВС-1I), BC-1A (93 самолета) с изменениями планера и один самолет ВС-1В с модифицированным центропланом. 94 самолета АТ-6 Тексан мало отличались от модели ВС-1А. Последующие варианты включали АТ-6А (1847 самолетов) с двигателем R-1340-49 и измененными топливными баками, АТ-6В (400 машин) - самолет для подготовки стрелков, АТ-6С (2970 самолетов) и АТ-6D (4388 самолетов) с измененной силовой конструкцией для экономии легких сплавов и АТ-6F (956 самолетов) с усиленным планером. После модели NJ-1 поступили самолеты SNJ-1 (16 машин, похожих на модель ВС-1, но с металлической обшивкой фюзеляжа), SNJ-2 (61 самолет) с двигателем R-1340-56, SNJ-4 (2400 самолетов) и SNJ-5 (1357), эквивалентные моделям АТ-6С и Ат-6D, и SNJ-6. Обозначение SNJ-5С было дано самолетам SNJ-5, оборудованным тормозными крюками для обучения посадке на палубу. В июне 1938г. Великобритания заказала 200 самолетов ВС-1, обозначив их как Гарвард Mk I. 600 машин, эквивалентных модели АТ-6, были выпущены под обозначением Гарвард Mk II и поставлены в ВВС Великобритании (20 самолетов) и Новой Зеландии (RNZAF) (67 машин), оставшиеся самолеты были отправлены в Канаду. Были также приобретены самолеты Гарвард Mk III, эквивалентные соответственно моделям АТ-6С и АТ-6D; обозначение Гарвард Mk IIВ было дано 2610 самолетам, построенным под обозначением АТ-16 компанией Нордун Авиэйшн Лтд (Noorduyn Aviation Ltd) в Монреале для использования в ВВС Великобритании и Канады и соответствующим модели АТ-6А. В 1946г. эта компания вошла в состав корпорации Канадиан Кар энд Фаундри (Canadian Car and Foundry), которая построила для ВВС Канады 270 тренировочных самолетов Гарвард Mk 4 по стандарту модели Т-6G и 285 похожих аэропланов под обозначением T-6J. С 1949г. 2068 самолетов Т-6 различных вариантов были переоборудованы под обозначением T-6G и получили двигатель R-1340-AN-1, увеличенный запас топлива, усовершенствованную компоновку кабины, управляемое хвостовое колесо. Во время войны в Корее 97 самолетов были модифицированы в конфигурацию LT-6G как наблюдательные самолеты и использовались в качестве передового самолета наведения.

Тип: двухместный тренировочный самолет для повышения летного мастерства.

Силовая установка: один звездообразный поршневой двигатель Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) R-1340-AN-1 мощностью 410 кВт (550 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 1525 м (5000 футов) 330 км/час (205 миль/час); практический потолок 6555 м (21500 футов); дальность полета 1207 км (750 миль).

Веса: пустого - 1886 кг (4158 фунтов); максимальный взлетный 2404 кг (5300 фунтов).

Размеры: размах крыла 12,81 м (42 фута 0,25 дюйма); длина 8,99 м (29 футов 6 дюймов); высота 3,58 м (11 футов 9 дюймов); площадь крыла 23,57 кв. м (253,70 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.