Petlyakov Pе-2 (Петляков Пе-2)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Советский конструктор Владимир Михайлович Петляков в конце 30-х гг. спроектировал новый высотный истребитель, получивший обозначение ВИ-100. Это был свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем круглого сечения, убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым вертикальным оперением в виде концевых шайб. Два V-образных 12-цилиндровых двигателя M-105 мощностью 783 кВт (1050 л.с.) с турбонагнетателями TK-3 были установлены в крыле. Пилот располагался в закрытой кабине, намного впереди передней кромки крыла. Стрелок располагался около задней кромки крыла. Первые полеты самолет ВИ-100 совершил в 1939-40гг. Были выявлены проблемы с путевой устойчивостью (решена за счет увеличения площади вертикального оперения) и с амортизаторами шасси. В конце мая 1940г. было решено перепрофилировать самолет для использования в качестве трехместного пикирующего бомбардировщика ПБ-100. Внутренняя компоновка была переделана: место пилота было немного изменено, оборудовано место для штурмана впереди и ниже кресла пилота. Один самолет ПБ-100 был переделан из модели ВИ-100. После испытаний самолет, ставший выдающимся тактическим бомбардировщиком, был запущен в производство под обозначением Петляков Пе-2. Планер самолета был мало изменен по сравнению с моделью ПБ-100, за исключением дополнительных изменений во внутренней компоновке мест. Пилот стал располагаться в левой части увеличенной кабины, а штурман - на вращающемся кресле сзади и справа от него, что обеспечивало ему доступ к пулемету, а также возможность легко переместиться в позицию лежа при бомбометании. Третьим членом экипажа был воздушный стрелок-радист, располагавшийся позади топливного бака в отдельном отсеке, который имел верхний люк, два боковых окна и подфюзеляжную позицию для пулемета. Первый серийный Пе-2 поднялся в воздух 18 ноября 1940г., а к 22 июня 1941г. было поставлено в общей сложности 458 таких машин. С конца апреля 1941г. Пе-2 стал основным тактическим бомбардировщиком советских ВВС. К окончанию производства в 1945г. было построено 11427 самолетов. После войны Пе-2 поставлялись в Чехословакию, Польшу и Югославию.

ВАРИАНТЫ
Пе-27(*): совершил первый полет в октябре 1941г.; оборудован двигателями ВК-105TK и внутренним бомбовым отсеком, рассчитанным на размещение до четырех бомб весом 500 кг (1102 фунта). Пе-2Ш: обозначение модификации опытного самолета ПБ-100 с двумя 20-мм пушками ШВАК и одним пулеметом УБС калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) под фюзеляжем для ведения огня по наземным целям. Пе-3: обозначение самолетов-перехватчиков, на которых были убраны тормозные щитки, а вооружение состояло из двух 20-мм пушек ШВАК, двух пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), двух пулеметов калибра 7,92 мм (0,31 дюйма) в носовой части и одного пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) в надфюзеляжной турели. Пе-3бис: ночной истребитель (построено около 300 экземпляров) с вооружением из одной 20-мм пушки ШВАК, одного пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и трех пулеметов калибра 7,92 мм (0,31 дюйма) в носовой части; в поздних моделях вооружение состояло из двух 20-мм пушек ШВАК, трех пулеметов калибра 12,7 мм и двух пулеметов калибра 7,92 мм; отсека для трех бомб весом 100 кг (220 фунтов) и подкрыльевых пусковых рельсовых направляющих для восьми ракет РС-82. Пе-3Р: истребительный или разведывательный вариант с фотокамерами. Пе-2МВ: модификация, вооруженная двумя 20-мм пушками ШВАК, двумя пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), расположенными в подфюзеляжной гондоле, и одним пулеметом калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), расположенным в надфюзеляжной турели. Пе-2ФТ: основная серийная модель с весны 1942г.; сходна с моделью Пе-2МВ, но с убранными тормозными щитками и со вторым пулеметом калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) для стрелка-радиста. Пе-2ФЗ: вариант имел измененную конструкцию кабины пилота, штурман располагался в турели с двумя пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Пе-2ВИ: высотный истребитель с герметичной кабиной. Пе-2И: двухместный бомбардировщик с фюзеляжем измененной конструкции, увеличенным размахом крыла, бомбовым отсеком большего диаметра вместимостью 1000 кг (2205 фунтов), двумя пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и двигателями ВК-107A мощностью 1230 кВт (1650 л.с.). Пе-3M: двухместный истребитель 1943г. с двигателями ВК-105ПФ и вооружением, состоявшим из двух 20-мм пушек ШВАК, трех пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и бомбовой нагрузки весом до 700 кг. Пе-2С/Пе-2УТ/У Пе-2: двухместные тренировочные варианты, сохранившие полную бомбовую нагрузку, некоторые с четырьмя пулеметами: двумя калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и двумя калибра 7,62 мм (0,3 дюйма); чешское обозначение - CБ-32. Пе-6Б: основной серийный бомбардировщик с 1944г.; с улучшениями в конструкции и системах, вооружение состояло из трех пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и одного пулемета калибра 7,62 мм (0,3 дюйма). Пе-2Р(*): трехместный дневной разведывательный вариант с тремя/четырьмя фотокамерами, тремя пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и двигателями ВК-105ПФ. Пе-2Р(**): трехместный дневной разведывательный вариант 1944г.; сходен с моделью Пе-2Р(*), но с вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК и двигателями ВК-107A. Пе-2K: модель, имевшая крылья, гондолы двигателей и шасси, спроектированные для самолета Пе-2И, и двигатели ВК-105ПФ-1. Пе-2РД: единственная модификация самолета Пе-2 с жидкостным ракетным двигателем Глушко РД-1 тягой 300 кг (661 фунт), установленным в хвостовой части; испытан в период 1943-45гг. Пе-2Д: трехместный вариант бомбардировщика сентября 1944г. с двигателями ВК-107A. Пе-27(**): вариант бомбардировщика сентября 1944г. с двигателями ВК-107A, бомбовой нагрузкой до 2000 кг (4409 фунтов) и вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК.

Тип: трехместный бомбардировщик.

Силовая установка: два рядных поршневых двигателя Климова ВК-105ПФ мощностью 940 кВт (1260 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 4000 м (13125 футов) 580 км/час (360 миль/час); потолок 9000 м (29525 футов); дальность полета 1770 км (1100 миль).

Веса: пустого - 6200 кг (13669 фунтов); максимальный взлетный 8520 кг (18783 фунта).

Размеры: размах крыла 17,11 м (56 футов 1,5 дюйма); длина 12,78 м (41 фут 11,25 дюйма); высота 3,42 м (11 футов 2,75 дюйма); площадь крыла 40,5 кв.м (435,95 кв. фута).

Вооружение: см. варианты.

 


Copyright © Fedoroff Corp.