Polikarpov I-16 (Поликарпов И-16)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Одноместный истребитель Поликарпов ЦКБ-12 был спроектирован весной 1933г. Это был коренастый свободнонесущий низкоплан со звездообразным двигателем, деревянным фюзеляжем типа монокок и металлическим крылом с разрезными элеронами большого размаха, которые служили посадочными закрылками. Основные стойки шасси вручную убирались в крыло. Опытный самолет с двигателем М-22 мощностью 358 кВт (480 л.с.) совершил первый полет 31 декабря 1933г. Самолет ЦКБ-12бис со звездообразным двигателем Райт Циклон (Wright Cyclone) SR-1820-F3 мощностью 529 кВт (710 л.с.) поднялся в воздух 18 февраля 1934г. С двигателем М-22 самолет развил максимальную скорость на уровне моря 359 км/час (233 миль/час), а с двигателем Циклон - на высоте 3000 м (9845 футов) достиг скорости 437 км/час (272 миль/час). И-16 оказался очень строг в управлении, но его скорость, маневренность и великолепная скороподъемность сделали эту машину одним из лучших истребителей 30-хгг. Для оценочных испытаний была построена партия из 30 самолетов с двигателями М-22, и 10 из них принимали участие в параде над Москвой 1 Мая 1935г. Производство окончено в 1939г. Самолет И-16 был восстановлен в 1941-42гг. с двигателем М-63 мощностью 820 кВт (1100 л.с.). Всего произведено 7005 машин (по другим данным 9450). С 1935г. истребители серии И-16 Тип 4 (с импортным двигателем Циклон) и Тип 5 (двигатель М-25) поставлялись в ВВС СССР. Поставки самолетов Тип 5 в Испанию начались в 1936г., затем последовали Тип 6 (М-25А) и Тип 10 (М-25В). Типы 5 и 6 были окрещены "Mosca" (муха), а Тип 10 "Super Mosca". В Испанию было поставлено 278 самолетов И-16; по лицензии было произведено до марта 1939г. 10 машин Тип 10 - компанией Испано-Сюиза (Hispano-Suiza), 30 экземпляров построено при режиме Франко. Самолеты И-16 сражались в Китае в 1937г., переукомплектовав две эскадрильи И-15бис. В 1938г. истребители И-16 Тип 10 начали поступать в китайские подразделения, а в 1939г. они были вовлечены в воздушные бои на маньчжурской границе. Самолеты И-16 приняли заметное участие в зимней войне с Финляндией в 1939-40гг. К июню 1941г., когда они оказались уже устаревшими, две трети истребителей советских ВВС составляли именно самолеты И-16. Они понесли тяжелые потери. В конце 1943г. самолеты И-16 были окончательно списаны. И-16 стал предшественником всех истребителей конструкции свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси, использовавшихся в крупном масштабе.

ВАРИАНТЫ
И-16 Тип 1: около 30 машин построены и использованы для оценочных испытаний; двигатель М-22; два установленных в крыле пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма); иногда носил обозначение И-16М-22. И-16 Тип 4: первая основная серийная модель с импортным двигателем Райт Циклон; основные колеса имели створки, закрывающие нишу шасси после его уборки; пилот был защищен бронированной спинкой кресла толщиной 8 мм (0,3 дюйма). И-16 Тип 5: начал производиться с июля 1935г.; звездообразный двигатель М-25 (созданный на основе мотора Циклон) мощностью 522 кВт (700 л.с.) и воздушный винт АВ-1; первая модель, имевшая подкрыльевые крепления для бомб; построено более 1500 экземпляров; один из них был переделан в вариант И-16П с вооружением из двух пулеметов ШКАС (в фюзеляже) и двух 20-мм пушек (в крыле); двигатель Циклон. И-16 Тип 6: построен в 1936г.; двигатель М-25А мощностью 544 кВт (730 л.с.) и усиленный планер. И-16 Тип 10: производился с 1937г.; четыре пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), вторая пара синхронизированных пулеметов установлена над капотом двигателя; основная серийная модель оснащена убирающимися лыжами для применения зимой; двигатель М-25В мощностью 559 кВт (750 л.с.). И-16 Тип 17: серийная модель 1938г. имела усиленную конструкцию для использования с большим полным полетным весом; тормозной костыль заменен на резиновое хвостовое колесо; имел шесть реактивных снарядов РС-82 в качестве альтернативы бомбам и две установленных в крыльях 20-мм пушки ШВАК вместо пулеметов. И-16 Тип 18: появился в 1939г.; имел звездообразный двигатель М-62 мощностью 686 кВт (920 л.с.) с двухступенчатым турбонагнетателем; крепления для пары вспомогательных сбрасываемых топливных баков; четыре пулемета ШКАС. И-16 Тип 24: поступил в ВВС в конце 1939г., ранние экземпляры - с двигателями М-62, более поздние - с двигателями М-63 мощностью 820 кВт (1100 л.с.); усиленные крылья, сбрасываемые топливные баки большего размера; большинство имело рацию РСИ-1 или РСИ-3 и кислородное оборудование. И-16 Тип 28 и Тип 30: возобновленные в производстве в 1941-42гг.; было построено в общей сложности 450 экземпляров каждой модели с двигателями М-63. И-16П: второе использующееся обозначение для опытного самолета ЦКБ-12П от 1938г.; имел две установленные в крыле 20-мм пушки ШВАК в планере модели Тип 10; было построено небольшое количество до того, как модель была вытеснена самолетом Тип 17. И-16Ш (ЦКБ-18): опытный штурмовик с дополнительной броней; четыре пулемета ШКАС; серийно не производился. И-16СПБ: самолеты И-16 принимали участие в экспериментах В. С. Вахмистрова с его звеном (комбинацией самолетов). Звено 6 включало в себя бомбардировщик ТБ-3 с двумя самолетами И-16 Тип 1 под крыльями, а звено 7 в 1935г. включало в себя бомбардировщик ТБ-3 с двумя бипланами И-5 на крыльях и монопланом Григорович И-Z на трапеции между основными стойками шасси; два самолета И-16 под крыльями. Вахмистров впоследствии вернулся к звену 6 СБП: бомбардировщик ТБ-3 переносил два модернизированных истребителя Тип 5, с бомбовой нагрузкой 250 кг (551 фунт), переобозначенные как ЦКБ-29. И-16СПБ скоростные пикирующие бомбардировщики: использовались военной авиацией Черноморского флота с 1938г. И-16ТК: модель Тип 10 с двумя турбонагнетателями ЦИАМ TK-1; высотные летные характеристики значительно улучшены; построено несколько машин. УТИ-4: построено примерно 1600 тренировочных самолетов с дублированной системой управления; на пике производства каждый четвертый самолет был тренировочной моделью УТИ-4 (или И-16УТИ) с двумя расположенными тандемно открытыми кабинами, на базе самолета Тип 5 с двигателем М-25; большинство с неубирающимся шасси, но некоторые имели стандартные убирающиеся основные стойки; вариант для полетов по приборам имел специальный сдвижной фонарь над задней кабиной; более ранними моделями были УТИ-1 (модификация самолета Тип 1) и улучшенный вариант УТИ-2 самолета УТИ-1 с неубирающимся шасси.

Тип: одноместный истребитель.

Силовая установка: один звездообразный поршневой двигатель М-62 мощностью 746 кВт (1000 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 3000 м (9845 футов) 490 км/час (304 миль/час); практический потолок 9470 м (31070 футов); дальность полета 600 км (373 мили).

Веса: снаряженного - 1475 кг (3252 фунта); максимальный взлетный 2060 кг (4542 фунта).

Размеры: размах крыла 8,88 м (29 футов 1,5 дюйма); длина 6,04 м (19 футов 9,75 дюйма); высота 2,41 м (7 футов 10,75 дюйма).

Вооружение: четыре пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), два синхронизированных в передней части фюзеляжа и два в крыле; пулеметы в крыле иногда заменяли две 20-мм пушки ШВАК; пулемет УБ калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) иногда добавлялся к вооружению в фюзеляже; бомбовая нагрузка массой до 200 кг (441 фунт) на подкрыльевых креплениях или шесть реактивных снарядов РС-82.

 


Copyright © Fedoroff Corp.