Sukhoi Su-30MK (Су-30МК АООТ "ОКБ Сухого")

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Во второй половине 80-х гг. командование войск ПВО Советского Союза высказало пожелание получить на вооружение специальную модификацию двухместного самолета Су-27УБ, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и в качестве своеобразного воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы одноместных Су-27. Для обеспечения длительного барражирования самолета вдали от аэродромов новый самолет, получивший позднее название Су-30, оснастили системой дозаправки топливом в полете. Отработка ее проводилась в 1987 г. на опытной "спарке" Су-27УБ (Т10У-2). Летом 1988 г. такой системой был оборудован один из серийных Су-27УБ (Т10У-5). Он и стал первым прототипом Су-30. Помимо внедрения системы дозаправки топливом в полете, на Су-30 несколько изменили состав бортового оборудования. Для управления групповыми действиями перехватчиков в состав БРЭО включили специальную аппаратуру связи и наведения (командир группы должен был располагаться в задней кабине самолета, оснащенной широкоформатным индикатором тактической обстановки), модернизировали навигационный комплекс.
В 1991 г. на Иркутском АПО начался серийный выпуск двухместных самолетов Су-30. Головная машина была поднята в первый полет 14 апреля 1992 г. К сожалению, из-за значительного сокращения закупок новой техники Министерством обороны России самолеты данного типа пока не получили широкого распространения в отечественных вооруженных силах. В сложившихся условиях АНПК "ОКБ Сухого" и ИАПО решили предложить Су-30 потенциальным зарубежным заказчикам. Экспортный вариант самолета получил наименование Су-30К. С 1997 г. такие машины поставлялись в Индию.
Для повышения экспортного потенциала самолета и завоевания новых рынков сбыта ОКБ им. П.О.Сухого в 1993 г. начало разработку на базе Су-30К двухместного многоцелевого истребителя, получившего название Су-30МК. Боевые возможности этой машины, по сравнению с предшественницей, должны были значительно возрасти за счет включения в состав вооружения управляемых средств поражения наземных целей. Максимальная масса оружия, размещаемого на 12 точках подвески, должна была составить 8 т. Новый импульс в развитии программа Су-30МК получила при подписании в конце 1996 г. контракта на поставку 40 модернизированных двухместных многоцелевых истребителей в Индию. Предметом сделки стали самолеты, известные под названием Су-30МКИ. От предлагавшихся ранее Су-30МК их отличает введение в компоновочную схему дополнительного переднего горизонтального оперения и новая силовая установка, включающая двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Указанные мероприятия призваны значительно повысить маневренность самолета в воздушном бою.
Сборка первого экземпляра Су-30МК, доработанного по требованиям индийской стороны, была завершена весной 1997 г., и 1 июля того же года состоялся его первый полет. Самолет оснащается ПГО и двигателями с управляемым вектором тяги. Планируется, что с 1999 г. такие машины будут поставляться заказчику, а затем доработку по их образцу пройдут и отправленные ранее в Индию Су-30К. Рассматривается также возможность организации лицензионного выпуска Су-30МК в Индии. Иркутское АПО и "ОКБ Сухого" готовы строить Су-30, аналогичные по конструкции индийским, и для отечественного заказчика.

Тип: двухместный многоцелевой высокоманевренный истребитель.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31ФП тягой 12500 кгс с управляемым вектором тяги разработки АО "А.М.Люлька-Сатурн".

Летные данные: максимальная скорость полета на высоте - 2125 км/ч (М=2,0), у земли - 1400 км/ч; практический потолок 17500 м; дальность полета 3000 км, с одной дозаправкой топливом в полете - 5200 км.

Веса: максимальный взлетный 34000 кг; максимальной боевой нагрузки 8000 кг.

Размеры: длина самолета 21,96 м; размах крыла 14,7 м; площадь крыла 62,04 м2; высота самолета 6,36 м.

Вооружение: пушка ГШ-301 калибра 30 мм в правом наплыве крыла; ракеты "воздух-воздух" Р-27Р (Т, ЭР, ЭТ), РВВ-АЕ, Р-73 на 12 точках подвески под крылом, фюзеляжем и воздухозаборниками; неуправляемые ракеты, авиабомбы калибра 250 и 500 кг; управляемые ракеты "воздух-поверхность" Х-29Т, Х-31А, Х-31П, Х-59М, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и др.

 


Copyright © Fedoroff Corp.