Yakovlev Yak-130 (Як-130 АООТ "ОКБ им. А.С.Яковлева")

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

К разработке перспективного реактивного двухместного учебно-тренировочного самолета (УТС), который заменил бы широко эксплуатировавшиеся в военных авиационных училищах России, но постепенно устаревающие чешские L-29 и L-39, ОКБ им. А.С.Яковлева приступило в 1991 г. Машина, получившая название Як-130, создавалась в рамках объявленного ВВС России конкурса на новый УТС, в котором также участвовали также конструкторские бюро им. А.И.Микояна, П.О.Сухого и В.М.Мясищева. По итогам первого этапа конкурса, подведенным в 1992 г., Як-130 был признан лучшим по ряду категорий, однако заказчик решил продолжить разработку сразу двух УТС - Як-130 и МиГ-АТ - с тем, чтобы окончательный выбор сделать по результатам сравнительных испытаний и опытной эксплуатации предсерийных машин обоих типов.
Для Як-130 была выбрана нормальная аэродинамическая схема со среднерасположенным стреловидным крылом, оснащенным развитыми наплывами и отогнутыми вверх законцовками. Силовую установку его составили два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-35, являющиеся российским вариантом словацкого ТРДД ДВ-2С, разработанного в свое время Запорожским МКБ "Прогресс". Четырехкратно резервированная перепрограммируемая цифровая электродистанционная система управления Як-130 обеспечивала имитацию полета на самолетах с различной степенью продольной неусточивости, что могло позволить использовать УТС для подготовки пилотов всех существующих и перспективных типов истребителей, а также летательных аппаратов других классов.
Первый полет на опытном образце УТС - самолете-демонстраторе Як-130Д - был выполнен 25 апреля 1996 г. В начале 1997 г. ВВС России выдали заказ на 10 предсерийных самолетов Як-130, которые должны поступить в опытную эксплуатацию. Их производство решено осуществлять на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол". Первые машины могут быть готовы в 1998-1999 гг. Всего же потребности ВВС России в подобных УТС оцениваются величиной 150-200 самолетов, причем первые 100 из них могут быть заказаны и поставлены до 2009 г. Кроме того, о своем намерении приобрести 40 двухместных машин объявила в 1996 г. Словакия.
С 1993 г. в программе разработки Як-130 активно участвует итальянская фирма "Аэрмакки", обеспечивающая финансирование создания и продвижение на западный рынок экспортного варианта УТС, имеющего название Як/AEM-130. В отличие от российского аналога на нем будет использовано бортовое радиоэлектронное оборудование самолета "Аэрмакки" MB-339CD. ОКБ им. А.С.Яковлева и фирма "Аэрмакки" оценивают экспортный потенциал Як/AEM-130 в 2000 самолетов, из которых почти 800 могут быть изготовлены в одноместном боевом варианте. Ожидается, что прототип Як/AEM-130 будет создан в 2000 г., а поставки за рубеж серийных самолетов начнутся в 2002 г. Боевой вариант УТС разрабатывается и для ВВС России. Он имеет обозначение Як-131, может оснащаться бортовой РЛС типа "Москит-2" и разнообразным управляемым и неуправляемым вооружением, размещаемым на 7 подкрыльевых и подфюзеляжных точках подвески и предназначен для решения задач легкого тактического истребителя, штурмовика и разведчика. Самолет Як-131, проектирование которого должно завершиться в 1998 г., разрабатывается как в одноместном, так и в двухместном вариантах.

Тип: реактивный учебно- тренировочный самолет.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-35 тягой 2200 кгс разработки НПП им. В.Я.Климова.

Летные данные: максимальная скорость 1050 км/ч; практический потолок 12500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 8; максимальная дальность полета 2130 км.

Веса: нормальный взлетный 5400 кг; максимальный взлетный (без подвесок) 6200 кг; максимальный взлетный с вооружением 9000 кг.

Размеры: длина самолета 11,245 м; размах крыла 10,424 м; площадь крыла 23,5 м2; высота самолета 4,783 м.

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.