Yakovlev Yak-38 (Яковлев Як-38)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Разработка истребителя с вертикальным или укороченными взлетом и посадкой для нового класса авианосцев "Киев" советского ВМФ началась в 60-х гг. Результатом работы стали экспериментальные летательные аппараты Як-36 "Фрихэнд" с двухопорным велосипедным шасси. Самолет, вероятно, был оснащен двигателями Колесова (с поворотным соплом) тягой 36,78 кН (8267 фунтов). Эти двигатели создавали огромный запас тяги, а устройства автоматической стабилизации делали аппарат устойчивым; реактивные сопла управления размещались в хвостовой части, на концах крыла и на конце длинной носовой штанги. Самолет Як-36 не эксплуатировался, но непосредственно на его основе был создан аппарат Як-38. Впервые он поднялся в воздух в 1971г. (под обозначением Як-36МП) и применялся во время испытаний авианосца "Киев" на Черном море в 1975г., что привело к некоторой путанице, которая сохранялась до 1984г., когда восточноевропейские журналы начали упоминать правильное обозначение - Як-38. Самолет был оснащен одним турбореактивным двигателем Союз-Туманский (Soyuz/Tumanskii) Р27В-300 с двумя поворотными соплами мощностью 68 кН (15300 фунтов) и парой реактивных двигателей Колесовa РД-36-35ФВР мощностью 30 кН (6725 фунтов), создающих подъемную силу и установленных последовательно сразу за кабиной пилота. Сначала самолет был приспособлен только для вертикального взлета и посадки, но усовершенствование автоматической системы посадки сделало возможным взлет с разбегом при включении подъемных двигателей и повороте задних сопел в оптимальной точке разбега. Если высота, скорость снижения или положение самолета выходили за допустимые пределы, пилот автоматически катапультировался. По последним оценкам Як-38 является предельно сверхзвуковым на большой высоте; при штурмовке на малой высоте имеет боевой радиус действия около 100 морских миль (185 км/115 миль), а при подлете к цели на большой высоте, штурмовке на малой и возврате на базу на большой высоте - около 185 морских миль (335 км/208 миль). При использовании Як-38 в роли самолета-разведчика возможна максимальная дальность полета примерно 250 морских миль (460 км/286 миль), а при использовании его для противовоздушной обороны в группе прикрытия в течение часа может находиться в 100 морских милях (185 км/115 миль) от корабля. На нижней поверхности крыла может быть размещено до четырех пилонов, которые теоретически могут нести вооружение максимальным весом приблизительно 2000 кг (4409 фунтов). Самолеты Як-38 использовались с ракетами УБ-16-57 и УБ-32-57 в подвесных контейнерах, ракетами "воздух-воздух" Р60 (АА-8 "Афид" ("Aphid"), бомбами до 500 кг (1102 фунта) и различными пушками в контейнерах. Некоторые модернизированные самолеты последних моделей могут нести дополнительные топливные баки, они имеют обозначение Як-38М. Уникальные характеристики Як-38 вызвали необходимость создания двухместного учебно-тренировочного самолета Як-38У. Производство самолета Як-38 "Форджер ("Forger" - обозначение НАТО) ограничилось примерно 90 машинами. Сообщения о том, что Як-38 снят с вооружения или временно не используется, очевидно, являются преждевременными, поскольку, хотя авианосцы "Минск" и "Новороссийск" ставятся на консервацию, еще один авианосец класса "Киев" ("Горшков", бывший "Баку") остается на вооружении, а сам "Киев" ремонтируется.

Тип:

Силовая установка:

Летные данные:

Веса:

Размеры:

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.