Aerospatiale SA 330 Puma (Аэроспасьяль SA 330 Пума)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В начале 1960-х гг. Сюд-Авиасьон (Sud-Aviation) начала проектирование и разработку вертолета с двумя газотурбинными двигателями, который бы отвечал требованиям не только французской армии как всепогодный тактический и транспортный вертолет, но который бы подошел для использования другими вооруженными силами. Первый из двух опытных образцов совершил свой первый полет 15 апреля 1965г. Англо-французский контракт (заключен 2 апреля 1968г.) дал компании Вэстлэнд Геликоптерс (Westland Helicopters) (Великобритания) возможность совместного производства этих аппаратов. Фюзеляж SA 330 Пума (SA 330 Puma), как был назван этот аппарат, имел цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок. Силовая установка была расположена на внешней поверхности фюзеляжа впереди привода несущего винта. Мощность на вал несущего винта передавалась от двух турбовальных двигателей через коробку передач с двумя независимыми цилиндрическими шестернями. В случае отказа одного двигателя оставшийся продолжал вращать несущий винт. При отказе обоих двигателей несущий винт, вращавшийся в режиме авторотации, через коробку отбора мощности продолжал приводить в движение вал рулевого винта, генератор переменного тока, двойные гидронасосы и кондиционер. Хвостовая балка, имевшая рулевой винт с пятью шарнирно подвешенными лопастями на правом борту и горизонтальный стабилизатор на левом, являлась продолжением хвостовой части монококового фюзеляжа. Вначале лопасти несущего винта изготовлялись из легкого сплава, но с 1976г. они стали представлять собой сложную конструкцию из стекловолокна, углеродного волокна и сотового заполнителя с антиабразивной передней кромкой из нержавеющей стали. Посадочное устройство - трехопорное, полуубирающегося типа, со спаренными колесами на каждой опоре. Первые вертолеты SA 330B французской армии и воздушных сил и SA 330E Королевских военно-воздушных сил были снабжены турбовальными двигателями Турмо III C4 (Turmo III C4) с взлетной мощностью на валу 990 кВт (1328 л.c.); военные экспортные модели SA 330C/H, впервые поднявшиеся в воздух в сентябре 1968г., имели первоначально двигатели Tурмо IVB мощностью на валу 1044 кВт (1400 л.с.), но с конца 1973г. модель SA 330H стала оснащаться двигателями Tурмo IVС мощностью 1174 кВт (1575 л.с.), снабженными системой противообледенения воздухозаборника. Первые гражданские вертолеты SA 330 F/G имели двигатели Турмо IVА мощностью 1070 кВт (1435 л.с.). Первый полет такой аппарат совершил 26 сентября 1969г., а с конца 1970г. он был поставлен на производство. С конца 1973г., подобно SA 330H, вертолет SA 330G был оснащен двигателями Tурмo IVС. Силовая установка Tурмo IVС была также установлена на гражданском вертолете SA 330J и военном SA 330L, которые были представлены в 1976г. Компоновка вертолета SA 330J имела несколько вариантов. Кроме двух членов экипажа, в кабине могли размещаться 8, 9, 12 или 20 человек. Оборудованный термическими системами антиобледенения и метеорадиолокатором, SA 330J с момента получения сертификата 25 апреля 1978г. может пилотироваться в любых погодных условиях.

Тип: транспортный вертолет.

Силовая установка: два турбовальных двигателя Турбомека Турмо IVC мощностью на валу по 1174 кВт (1575л.с.).

Летные данные: максимальная крейсерская скорость 258 км/час (160 миль/час); динамический потолок 4800 м (15750 футов); максимальная дальность полета без дозаправки 550 км (342 мили).

Веса: пустого - 3 766 кг (8303 фунта), при максимальной загрузке 7400 кг (16314 фунтов).

Размеры: диаметр несущего винта 15 м (49 футов 2,5 дюйма); диаметр хвостового винта 3,05 м (9 футов 11,5 дюйма); общая длина при вращающихся винтах 18,15 м (59 футов 6,5 дюйма); ширина 5,14 м (16 футов 10,5 дюйма); площадь, ометаемая несущим винтом, 177 кв.м (1905,3 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.