Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress) (Боинг Модель 299 (B-17 Флаинг Фортресс)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В мае 1934 года Армия США выпустила требования на перспективный многомоторный бомбардировщик, способный перевозить бомбовую нагрузку до 907 кг (2000 фунтов) на дальность от 1640 км (1020 миль) до 3540 км (2200 миль) со скоростью от 322 до 402 км/час (200 и 250 миль/час). Компания Боинг выбрала четыре двигателя для оснащения своего самолета Боинг Модель 299, проектная работа над которым началась в середине июня 1934г. 28 июля 1935г. самолет Модель 299 впервые поднялся в воздух. Всего через три недели он совершил беспосадочный перелет на 3380 км со средней скоростью 406 км/час (252 миль/ час) - впечатляющее достижение, которое предвещало хорошее будущее. Но восторги утихли, когда через три месяца опытный экземпляр потерпел катастрофу на взлете. Впрочем, расследование показало, что авария произошла по вине экипажа. Авиационный корпус армии США решил приобрести 13 машин YB-17 (позднее Y1B-17) плюс один экземпляр для статических испытаний. Опытный самолет (X13372) был оснащен четырьмя звездообразными двигателями Пратт-Уитни R-1680-Е Хорнет (Pratt & Whitney R-1680-Е Hornet) мощностью 559 кВт (750 л. с.). Он представлял собой свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла. При этом крыло в корневой части было настолько толстым, что его высота составляла половину диаметра круглого фюзеляжа. Закрылки на большей части размаха крыла служили для снижения взлетной и посадочной скорости. Трехопорное шасси с хвостовым колесом убиралось с помощью электропривода. Вооружение включало пять пулеметов и максимальную бомбовую нагрузку до 2177 кг (4800 фунтов) во внутреннем отсеке. Первый самолет Y1B-17 (36-149) взлетел 2 декабря 1936г. и отличался от опытного экземпляра звездообразными двигателями Райт Циклон (Wright Cyclone) GR-1820-39 мощностью 694 кВт (930 л.с.), экипажем из девяти человек и незначительными детальными изменениями. Двенадцать машин были поставлены между январем и августом 1937г. и направлены в Авиационный корпус армии США. После того, как тринадцатый самолет прошел на авиабазе Райт Филд дальнейшие испытания, было решено, что он должен быть доработан как боевая машина. Обозначенный Y1B- 17A (Модель 299F), этот самолет был оснащен двигателями GR-1820-51 мощностью 746 кВт (1000 л. с.) с турбонагнетателями Мосс-Дженерал Электрик (Moss-General Electric) (турбонагнетатель с приводом от выхлопных газов). Он впервые поднялся в воздух 29 апреля 1938г., и последующие испытания Авиационным корпусом армии США убедительно доказали превосходство двигателей с турбонагнетателями перед другими. Такие двигатели стали стандартом для всех будущих вариантов самолетов Фортресс. После заказа на самолеты Y1B-17 последовал контракт на 39 машин B-17B (Модель 299E, позднее Модель 299M), вариант более или менее идентичный прототипу Y1B-17 с двигателями с турбонагнетателями. Первая машина из этой партии поднялась в воздух 27 июня 1939 г., и все они были поставлены к марту 1940г. В 1939г. было заказано 38 самолетов B-17С (Модель 299H), первый из которых поднялся в воздух 21 июля 1940г. Они отличались двигателями R-1820-65 мощностью 895 кВт (1200 л.с.) и увеличенным до семи количеством пулеметов. Самолет B-17C был первым вариантом этого бомбардировщика, который поставлялся Королевским военно-воздушным силам Великобритании. 20 экземпляров, полученные в начале 1941г., были обозначены Фортресс I (Fortress I). Они впервые приняли участие в боевых действиях 8 июля 1941г. Использование этих машин при дневных бомбардировках показало, что боевая высота их полета не является достаточной защитой и что они нуждаются в более грозном защитном вооружении, поскольку истребители Мессершмитт (Messerschmitt) Bf 109E и Bf 109F легко осуществляли их перехват на высотах до 9750 м (32000 футов). В 1940г. компания Боинг получила заказ на 42 самолета B-17D. Они мало отличались от самолетов B-17C и сохранили такой же номер в обозначении модели, но были оснащены самозатягивающимися при пробое топливными баками и дополнительным вооружением для защиты экипажа; самолеты были поставлены в течение 1941г. Последующие варианты B-17E, B-17F и B-17G (все Модель 299-O) имели перепроектированное и увеличенное хвостовое оперение и большой надфюзеляжный оверкиль. Машины B-17E и B-17F были первыми из этих бомбардировщиков, действовавшими в составе 8-й Воздушной армии в Европе, и отличались от других моделей прежде всего вооружением и оборудованием. Однако без соответствующего сопровождения истребителей с большой дальностью полета эти самолеты по-прежнему оставались очень уязвимы во время массовых боевых налетов в дневное время. В последних серийных вариантах была сделана попытка устранить этот недостаток. Так, например, самолеты B-17G имели в нижней части носа фюзеляжа "подбородочную" турель с двумя пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Это означало, что в целом этот вариант был вооружен тринадцатью пулеметами такого калибра. Чтобы повысить боевой потолок (наибольшую высоту боевого применения), поздние серийные экземпляры имели усовершенствованный турбонагнетатель для двигателей R-1820-97. Всего было построено 8680 самолетов B-17G, собранных компаниями Боинг (4035), Дуглас (Douglas) (2395) и Локхид Вега (Lockheed Vega) (2250). Самолеты B-17 участвовали в боевых операциях во всех районах, где летали самолеты ВВС США. На Тихоокеанском театре боевых действий они оказали неоценимые услуги в морском и береговом патрулировании, разведке, традиционных бомбардировках. Но хотя их было построено почти 13000, только несколько сотен бомбардировщиков B-17G было сохранено в Военно-воздушных силах США после войны.

ВАРИАНТЫ
B-17H: небольшое количество военно-морских спасательных самолетов с поисковым радаром и сбрасываемой спасательной лодкой; позднее обозначался SB-17G. B-40: бомбардировщик сопровождения, происходил от самолета XB-40, который в свою очередь был преобразован из самолета B-17F; построено четыре учебных варианта TB-40 и несколько самолетов YB-40, имевших до 30 пулеметов. BQ-7: беспилотная радиоуправляемая летающая бомба, из которой экипаж выбрасывался на парашютах после постановки самолета на курс; неточный и мало использовавшийся вариант. CB-17G и VB-17G: самолеты B-17G, оборудованные как штабные транспортные самолеты. DB-17P: беспилотный, телеуправляемый. F-9: варианты для фоторазведки с различной установкой камер; производились варианты F-9A, -9B и -9C; другие обозначения фото-разведывательных самолетов были FB-17 и RB-17G. Модель 299-Z: обозначение двух самолетов B-17G, модифицированных для летных испытаний турбовинтового двигателя. Модель 299AB: административный транспортный вариант. PB-1: обозначение одного самолета B-17F и одного самолета B-17G, использовавшихся ВМС США для исследовательских проектов. PB-1G: военно-морской спасательный самолет для службы в Береговой охране США; серия включала 17 машин B-17G с изменениями, аналогичными варианту B-17H ВВС США. PB-1W: обозначение 31 самолета B-17G Военно-морских сил США для использования в качестве средств раннего обнаружения целей (AEW - Airborne Early Warning) и противолодочного оружия (ASW - Antisubmarine Weapon) с бортовой импульсной поисковой радиолокационной станцией APS-20 (APS - Airborne Pulse Search) и ее антенной, закрытой обтекателем сверху или снизу фюзеляжа. QB-17L и QB-17N: беспилотные самолеты-мишени. TB-17G: учебно-тренировочный самолет специального назначения. XB-38: один самолет, экспериментально оснащенный рядными двигателями Аллисон (Allison) V-710-89. XC-108: транспортный вариант вместимостью до 38 пассажиров. XC-108A: транспортный вариант с грузовой дверью по левому борту. XB-108B: экспериментальный летающий танкер. YC-108: транспортный самолет для особо важных персон (VIP).

Тип: 9/10-местный средний бомбардировщик/ дальний разведчик.

Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Райт R-1820-97 Циклон мощностью 895 кВт (1200 л.с.) с турбонагнетателями.

Летные данные: максимальная скорость на высоте 7620 м (25000 футов) 462 км/час (287 миль/час); крейсерская скорость 293 км/час (182 миль/час); практический потолок 10850 м (35800 футов); дальность полета с бомбовой нагрузкой до 2722 кг (6000 фунтов) 3219 км (2000 миль).

Веса: пустого - 16391 кг (36135 фунтов); максимальный взлетный 29710 кг (65500 фунтов).

Размеры: размах крыла 31,62 м (103 фута 9 дюймов); длина самолета 22,66 м (74 фута 4 дюйма); высота 5,82 м (19 футов 1 дюйм); площадь крыла 131,92 кв. м (1420 кв. футов).

Вооружение: 13 пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма); до 7983 кг (17600 фунтов) бомб.

 


Copyright © Fedoroff Corp.