Douglas DC-3/C-47 series (Самолеты Дуглас серии DC-3/С-47)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Классический авиалайнер всей мировой авиации Дуглас DC-3 к концу 1991г. находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет. Вряд ли кто мог предположить такую долговечность этого проекта, когда в 1934г. авиакомпания Американ Эйрлайнз (American Airlines) обратилась с просьбой к компании Дуглас разработать увеличенный вариант самолета DC-2, чтобы обеспечить спальными местами трансконтинентальные рейсы. В результате появился самолет Дуглас DST (DST - Douglas Sleeper Transport) с 16-спальными местами, который совершил свой первый полет 17 декабря 1935г. Существовал, однако, и 24-местный дневной вариант этого самолета, обозначенный ДС-3. Он-то и добился благодаря своей надежности доминирующих позиций на национальных авиалиниях и популярности во всем мире. В США было выпущено 10692 таких самолета; еще около 2000 были построены по лицензии в СССР под обозначением Лизунов Ли-2. Надежная конструкция DC-3 привела к тому, что авиакомпании других стран охотно стали приобретать эти прекрасные машины. Свободнонесущий низкоплан, самолет DC-3 имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях. Особенностью его крыла являлась многолонжеронная конструкция (заимствованная от DC-1). Самолет имел цельнометаллический фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее цельнометаллическое оперение. Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41гг., когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США и чья безопасность стала почти легендарной. Гражданские модели (включая DST) были построены в пяти сериях, и стандартной силовой установкой были двигатели либо Райт SGR-1820, либо Пратт-Уитни Твин Восп мощностью от 746 до 895 кВт (1000 и 1200 л.с.) при различном максимальном взлетном весе. Для использования DC-3 как военно-транспортного самолета производилось усиление задней части фюзеляжа и пола кабины, а также оснащение большими грузовыми дверями. Силовая установка первоначального серийного варианта состояла из двух звездообразных поршневых двигателей Пратт-Уитни R-1830-92 мощностью 895 кВт (1200 л.с.). Заказанные в 1940г., эти самолеты получили обозначение C-47 и приобрели имя Скайтрейн (Skytrain). Самолеты С-47 принимали участие в боевых операциях в Сицилии, Бирме и Нормандии. Многие из них были поставлены по ленд-лизу в Великобританию, где обеспечивали высадку союзных войск в Нормандии (в Британии они были названы Дакота). С-47 участвовали в Корейской войне и под обозначением AC-47D были развернуты во Вьетнаме, хорошо вооруженные стрелковым оружием. Военно-морские силы США и Корпус морской пехоты также использовали этот самолет под основным обозначением R4D. Кроме перевозки грузов и личного состава позднее их применение включало радиопротиводействие радарам, борьбу с кораблями и использование в Антарктике. Когда варианты DC-3/С-47 вышли на послевоенный рынок, большинство подверглись модификациям. Популярность самолета DC-3 побудила компанию Дуглас подобрать подходящую замену. Было решено модернизировать, два бывших в употреблении DC-3. Они имели расширенный и усиленный фюзеляж для того, чтобы разместить салон на 30 пассажиров; были добавлены дополнительные окна, а также установлена дверь с пассажирским трапом. Силовая установка первого опытного самолета представляла собой два двигателя Райт R-1820-C9HE Циклон мощностью 1100 кВт (1475 л.с.); второй имел звездообразные поршневые двигатели Пратт-Уитни R-2000-D7 мощностью 1081 кВт (1450 л.с.). Обозначенный DC-35, или Супер DC-3, первый из этих модифицированных самолетов совершил полет 23 июня 1949г. Испытания дали отличные результаты, продемонстрировали значительно лучшие летные характеристики по сравнению с базовым DC-3. Однако многими авиакомпаниями уже эксплуатировались более быстрые и более комфортабельные самолеты, и рискованная игра компании потерпела неудачу.

ВАРИАНТЫ
Дуглас DST: первоначальная модель с размещением 28 пассажиров и двигателями Райт Циклон (Wright Cyclone) (построен 21 самолет). Дуглас DST-A: подобный самолету DST, но оснащенный звездообразными поршневыми двигателями Пратт-Уитни Твин Восп (Pratt & Whitney Twin Wasp) (построено 19 самолетов). Дуглас DC-3: базовая пассажирская модель для дневных полетов с размещением от 21 до 28 человек и звездообразными поршневыми двигателями Циклон (построено 266 машин). Дуглас DC-3A: базовая пассажирская модель для дневных полетов, подобная DC-3, но оснащенная звездообразными поршневыми двигателями Твин Восп (построено 114 машин). Дуглас DC-3B: конвертируемая модель с сиденьями-койками в переднем салоне и сиденьями в заднем салоне, рассчитанная на 28 пассажиров для дневных полетов и нескольких человек для ночных полетов; (построено 10 машин). С-41А: первоначальная военная модель, фактически вариант DC-3A с военным снаряжением, вращающимися сиденьями и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-21 Твин Восп; (построен 1 аппарат). С-47: первоначальная серийная военная модель с увеличенным на 15,2 см (6 дюймов) размахом крыла, с новым расположением топливных баков, со звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92, с маленьким астрокуполом, вмещавшая 2722 кг (6000 фунтов) полезного груза или 28 парашютистов, или 14 раненых с тремя сопровождающими (построено 965 самолетов). С-47А: улучшенный самолет С-47 с 24-вольтовой, а не 12-вольтовой, как у предыдущей модели, электросистемой (построено 5253 машины). RC-47A: послевоенная модификация, применявшаяся в Корее для разведывательных операций и для сбрасывания осветительных бомб. SС-47A: послевоенный поисково-спасательный вариант, в 1962г. получил новое обозначение HC-47A. VC-47A: послевоенная модификация серийного выпуска самолетов, предназначенных для перевозки личного состава. С-47B: вариант, разработанный для полетов "над снежным куполом" между Индией и Китаем, с усовершенствованным обогревом и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-90C с двухступенчатыми нагнетателями; эта модель оказалась не совсем удачной, и многие аппараты были потом приведены к стандарту С-47D (построено 3232 машины). ТС-47В: модель учебного самолета для обучения навигации (построено 133 самолета). VC-47B: модификация C-47B для перевозки личного состава. XC-47C: экспериментальная модель, на которой были смонтированы два амфибийных поплавка Идо Модель (Edo Model) 78, каждый из которых был способен вмеcтить около 1136 л топлива; было поставлено 150 комплектов поплавков для их установки в полевых условиях. C-47D: обозначение самолета C-47В после удаления верхнего нагнетателя. AC-47D: обозначение 26 самолетов для контроля за воздушными маршрутами, применявшихся в военно-транспортной авиации с 1953 по 1962г., когда они получили новое обозначение ЕС-47D. AC-47D: обозначение 1965г. для самолетов, оборудованных пулеметными платформами с тремя пулеметами Дженерал Электрик Миниган (General Electric Minigun) калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), стреляющих через четвертое и пятое окна и через открытую дверь c левой стороны фюзеляжа. RC-47D: разведывательный вариант. SC-47D: поисково-спасательный вариант; в 1962г. получил обозначение HC-47D. TC-47D: модификация в качестве учебного самолета. VC-47D: модификация для перевозки личного состава. С-47Е: 8 машин,модифицированных компанией Пан Америкэн (Pan American) для Военно-воздушных сил США постановкой звездообразных поршневых двигателей Пратт-Уитни R-2000-4 мощностью 962 кВт (1290 л.с.) для использования в качестве самолетов для контроля за воздушными маршрутами. YC-47F: один самолет Супер DC-3, прошедший оценку Военно-воздушными силами США под обозначением YC-129. С-47М: обозначение самолетов С-47H и С-47J, оснащенных специальным электронным оборудованием для использования во вьетнамской войне. ЕС-47N: версия C-47A, специально оснащенная для радиоэлектронной разведки во Вьетнаме. ЕС-47Р: вариант С-47D, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме. ЕС-47Q: вариант с двигателями R-2000-4, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме. C-48 - C-52D: несерийные варианты, принятые на стадии постройки, или реквизированные во время войны. С-53 Скайтрупер (Skytrooper): вариант для перевозки войск с 28 сиденьями, крюком для буксировки планера, без грузовой двери и оснащенный звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92 (221 самолет построен в Санта Монике). ХС-53А: самолет С-53, модифицированный в 1942 году щелевыми закрылками вдоль всего размаха крыла и воздушно-термической противообледенительной системой. С-53В: восемь самолетов С-53, модифицированных в 1942г. для арктических полетов с оборудованием, рассчитанным на зимние условия, и дополнительными топливными баками. С-53D: идентичен самолету С-53, с установкой сидений не вдоль бортов фюзеляжа, а поперек. С-117А: транспортный самолет для перевозки личного состава с сиденьями на 21 человека и в целом подобный самолету С-47В (17 машин построено в Оклахома Сити). С-117В: 11 самолетов С-117А, модифицированных путем удаления верхних нагнетателей с их звездообразных поршневых двигателей R-1830-90С. С-117С: обозначение для моделей VC-47, переоборудованных в стандарт самолета С-117В. С-117D: обозначение 1962г., принятое для самолетов R4D-8. XCG-17: экспериментальный планер для перевозки войск. R4D-1: первоначальная грузовая модель для ВМС США, в основном подобная самолету С-47, но с дополнительной морской аппаратурой (100 машин построено в Лонг Бич). R4D-2: два самолета DC-3, применявшиеся ВМС США в качестве самолетов для перевозки личного состава; позднее они получили обозначение R4D-2F и R4D-2Z. R4D-3: 20 транспортных самолетов С-53 для перевозки пассажиров, полученные от ВВС США. R4D-4: 10 самолетов DC-3, использовались ВМС США в качестве транспортных для перевозки пассажиров; некоторые из них были позднее переделаны в самолеты для электронного противодействия под обозначением R4D-4Q. R4D-5: 238 самолетов С-47А, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие самолеты получили новое обозначение С-47Н в 1962г. R4D-5Е: самолет R4D-5, модифицированный для специальных радиоэлектронных операций. R4D-5L: самолет R4D-5, модифицированный для работы в Арктике и Антарктиде; позднее получил обозначение LC-47H. R4D-5Q: самолет R4D-5, модифицированный для радиоэлектронного противодействия и постановки помех радарам; позднее получил обозначение ЕС-47Н. R4D-5R: самолет R4D-5, модифицированный для перевозки пассажиров; позднее ТС-47Н. R4D-5S: самолет R4D-5, модифицированный для обучения боевому применению морской авиации; позднее SC-47H. R4D-5T: самолет R4D-5, модифицированный для обучения навигации. R4D-5Z: самолет R4D-5, модифицированный для транспортировки личного состава; позднее VC-47H. R4D-6: 150 самолетов С-47В, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие машины получили обозначение С-47J в 1962г.; варианты, эквивалентные различным моделям R4D-5, обозначались как R4D-6Е, R4D-6L(LC-47J), R4D-6Q (EC-47J), R4D-6R (TC-47J), R4D-6S (SC-47J), R4D-6T и R4D-6Z (VC-47J). R4D-7: 47 самолетов ЕС-47В полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие экземпляры получили обозначение ТС-47К в 1962г. Дакота (Dakota) Мк I: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47 (52 самолета были получены по ленд-лизу). Дакота Мк II: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-53 (девять самолетов были получены по ленд-лизу). Дакота Мк III: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47А (12 самолетов были получены от ВВС США и 950 поставлены по ленд-лизу). Дакота Мк IV: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47В (896 самолетов были получены по ленд-лизу). Лизунов Ли-2: русский вариант, строившийся по лицензии; самолет оснащался звездообразными поршневыми двигателями Швецов М-62 в первой версии ПС-84, позднее - двигателями Швецов АШ-62; наиболее известны грузовой самолет Ли-2Г, самолет для перевозки пассажиров Ли-2П, конвертируемая грузопассажирская модель Ли-2ПГ и вариант для высотных полетов Ли-2В (2000 машин построено в России и 707 самолетов получено по ленд-лизу). Шова (Showa) L2D: в 1938г. компания Митцуи приобрела лицензию на производство самолетов DC-3 в Японии и Маньчжурии и также купила 13 экземпляров DC-3 и семь DC-3A; компания Шова построила 414 транспортных самолетов L2D для Имперского флота Японии: L2D2 - самолет для перевозки пассажиров со звездообразными поршневыми двигателями Кинсей (Kinsei) 43 мощностью 746 кВт (1000 л.с.); L2D3 - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 51 мощностью 970 кВт (1300 л.с.); L2D3a - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 53 мощностью 970 кВт (1300 л.с.); L2D3-1 - грузовой самолет с двигателями Кинсей 51; L2D3-1а - грузовой самолет с двигателями Кинсей 53; L2D4 - самолет для перевозки пассажиров, но с пулеметом калибра 13,2 мм (0,52 дюйма) в надфюзеляжной турели и с двигателями Кинсей 51; L2D4-1 - грузовой вариант самолета L2D4 и L2D5 - самолет для перевозки пассажиров, за основу которого был взят L3D4, но построенный из дерева и стали и оснащенный двигателями Кинсей 62 мощностью 1164 кВт (1560 л.с.); еще 71 самолет L2D2 был построен компанией Накаджима (Nakajima). Супер DC-3 (DC-35): усовершенствованный послевоенный вариант, первоначально известный как DC-3S (построено 2 самолета). R4D-8X: обозначение ВМС США для опытного самолета YC-129/YC-47F, когда проводились его оценочные испытания для морского применения. R4D-8: обозначение 100 самолетов ВМС США, модифицированных в стандарт Супер DC-3 из R4D-5, R4D-6 и R4D-7; некоторые самолеты были также модифицированы для выполнения специальных функций, например, R4D-8Т (ТС-117D) - учебный самолет, R4D-8Z (VС-117D) - самолет для перевозки личного состава и R4D-8L (LС-117D) - зимний вариант транспортного самолета; после 1962г. все уцелевшие R4D-8 получили обозначение серий С-117D.

Тип: ближний среднерейсовый транспортный самолет.

Силовая установка: два звездообразных поршневых двигателя Пратт-Уитни R-1830-S1C3G Твин Восп мощностью 895 кВт (1200 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 2590 м (8500 футов) 370 км/час (230 миль/час); крейсерская скорость 333 км/час (207 миль/час); практический потолок 7070 м (23200 футов); дальность полета с максимальным запасом топлива 3420 км (2125 миль).

Веса: пустого - 7650 кг (16865 фунтов); максимальный взлетный 11430 кг (25200 фунтов).

Размеры: размах крыла 28,96 м (95 футов); длина самолета 19,65 м (64 фута 5,5 дюйма); высота 5,17 м (16 футов 11,5 дюйма); площадь крыла 91,69 кв. м (987 кв. футов).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.