|
|
|
Основой нового самолета послужил D.H.60T Мос Тренер (Moth Trainer), усиленный для функционирования с более высокой полетной массой. Он мог переносить под фюзеляжем четыре тренировочные бомбы массой 9 кг (20 фунтов), фоторужье или разведывательные фотокамеры. Для обеспечения экстренного выхода из передней части кабины в случае опасности несущие подкосы были наклонены вперед к переднему узлу крепления крыла, а двери кабины были увеличены. Однако стойки центроплана по-прежнему окружали переднюю часть кабины, поэтому на новом тренировочном самолете, спроектированном в соответствии с техническим заданием 15/31, их сдвинули вперед для облегчения выхода. Для компенсации смещения центра масс в результате выноса крыльев основному крылу была придана небольшая стреловидность. На самолете устанавливался перевернутый рядный двигатель Джипси III мощностью 89 кВт (120 л.с.), а его капот со скошенными обводами обеспечивал улучшенный обзор из кабины. Было построено восемь предсерийных самолетов, по-прежнему имевших обозначение D.H.60Т, но получивших имя Тайгер Мос. За ними последовала машина с увеличенным поперечным V и стреловидностью нижнего крыла. Этот самолет, получивший обозначение Де Хэвилленд D.H.82, впервые поднялся в воздух 26 октября 1931г. Последовал заказ на 35 самолетов, а первые поставки были осуществлены в ноябре 1931г. Аналогичные самолеты поступили в распоряжение ВВС Бразилии, Дании, Персии, Португалии и Швеции. Два самолета с двумя поплавками братьев Шорт были построены в соответствии с техническим заданием T.6/33 для оценки Королевскими ВВС Великобритании. Компания Де Хэвилленд затем разработала улучшенную версию этой машины с двигателем Джипси Мэйджер мощностью 97 кВт (130 л.с.) и обшивкой из клееной фанеры вместо полотна в задней части фюзеляжа. Она получила обозначение D.H.82A, а имя Тайгер Мос II - от Королевских ВВС, которые заказали 50 самолетов. На этих самолетах над задней кабиной устанавливались колпаки для обучения "слепым" полетам. В предвоенные годы лицензионное производство самолетов Тайгер Мос осуществлялось в Норвегии, Португалии и Швеции, а также компанией Де Хэвилленд Эйркрафт в Канаде. Позднее эта компания построила 1520 машин зимней версии под обозначением D.H.82C, оснащенных двигателем Джипси Мэйджер (Gipsy Major) мощностью 108 кВт (145 л.с.), с измененным капотом, со скользящим фонарем и подогревом кабины, колесными тормозами и хвостовым колесом вместо тормозного костыля на стандартных версиях. На некоторых машинах, когда стала ощущаться нехватка двигателей Джипси Мэйджер, устанавливался двигатель Менаско Пират (Menasco Pirate). Партия из 200 самолетов D.H.82C была заказана для ВВС Армии США под обозначением PT-24. После начала войны гражданские самолеты стали привлекаться в качестве связных и учебно-тренировочных в Королевские ВВС; стали поступать более крупные заказы. Еще 795 самолетов были построены в Хэтфилде, была пущена в действие линия на производственных площадях компании Моррис Моторс Лтд (Morris Motors Ltd) в Коули, где было построено около 3500 самолетов. В Новой Зеландии компания Де Хэвилленд Эйркрафт построила еще 345 самолетов, а австралийская компания Де Хэвилленд Эйркрафт Птай произвела 1085 самолетов. Тайгер Мос в составе эскадрильи самолетов связи успешно действовали в 1939-1940 гг. во Франции. Поскольку существовала угроза немецкого вторжения, на самолете были спроектированы специальные стойки для перевозки восьми бомб массой 9 кг (20 фунтов), которые устанавливались под крыльями. Несколько ранее, в декабре 1939г., были сформированы шесть береговых патрульных эскадрилий, пять из которых оснастили самолетами Тайгер Мос. На Дальнем Востоке небольшое количество самолетов Тайгер Мос было переделано для использования в качестве санитарных. У них увеличили крышку багажного отсека, та, вращаясь на петлях, преобразовывалась в настил длиной около 1,83 м (6 футов), на котором мог поместиться один раненый. Однако наибольший вклад в военное время самолеты Тайгер Мос внесли в качестве учебно-тренировочных. Самолетами этого типа были укомплектованы примерно 28 летных школ Великобритании, 25 школ в Канаде (плюс четыре радиошколы), 12 - в Австралии, четыре в Родезии (плюс летная школа инструкторов), семь в Южной Африке и две в Индии. После войны 22 резервные летные школы и 18 университетских воздушных эскадрилий летали на самолетах Тайгер Мос, однако в период между 1950г. и 1953г. большинство из них были переоснащены самолетами Де Хэвилленд Чипманк (Chipmunk). Необходимо также упомянуть о радиоуправляемом самолете-мишени D.H.82B Куин Би (Queen Bee), который, по существу, являлся вариантом самолета Тайгер Мос c деревянной силовой конструкцией. Он имел фюзеляж самолета Мос Мэйджер, крылья самолета Тайгер Мос, двигатель Джипси Мэйджер, генератор электроэнергии, приводимый в движение воздухом, и топливный бак с увеличенным объемом. Прототип совершил пилотируемый полет 5 января 1935г.; впоследствии было выпущено 380 таких самолетов. Всего к концу войны было построено более 8000 самолетов Тайгер Мос. Многие из них Королевские ВВС перевели для гражданского и военного использования в Бельгию, Францию и Нидерланды; кроме того, в самой Великобритании и других странах в больших количествах эта машина стала доступна на гражданском рынке. Кроме использования в качестве тренировочных, спортивных, часть из них плодотворно трудилась в сельскохозяйственной авиации, что было особенно важно для Новой Зеландии. Многие самолеты подвергались переделкам, как правило, в плане создания закрытых кабин. Наиболее претенциозным был самолет, разработанный британской компанией Джакару Эйркрафт Лтд (Jackaroo Aircraft Ltd), с использованием более широкого фюзеляжа, вмещавшего четырех пассажиров, располагавшихся попарно бок о бок. Девятнадцать таких самолетов с обозначением Тракстон Джакару (Thruxton Jackaroo) компания построила в период 1957-59гг. - как с открытой, так и с закрытой кабиной. Когда-то сказали, что буквы D.H. обозначают "долговечный" (Durable) и "эффективный" (Hefficient), и это особенно справедливо по отношению к самолетам Тайгер Мос. В начале 90-х гг. немало самолетов продолжало использоваться по всему миру; такое долголетие трудно не оценить по достоинству, и, вероятно, они еще в течение многих лет будут продолжать приносить удовольствие своим владельцам. |
|
|
|
Тип: двухместный тренировочный, спортивный самолет.
Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Де Хэвилленд Джипси Мэйджер 1C мощностью 108 кВт (145 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость 172 км/час (107 миль/час), крейсерская скорость 145 км/час (90 миль/час), практический потолок 4450 м (14600 футов), дальность полета 443 км (275 миль).
Веса: пустого - 506 кг (1115 фунтов), максимальный взлетный 828 кг (1825 фунтов).
Размеры: размах крыла 8,94 м (29 футов 4 дюйма), длина 7,29 м (23 фута 11 дюймов), высота 2,69 м (8 футов 10 дюймов), площадь крыла 22,2 кв.м (239 кв. футов).
Вооружение:
|
|