Grumman F4F Wildcat (Грумман F4F Уайлдкэт)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Опытный образец под обозначением XF2A-1 компании Брюстер Аэронаутикэл Корпорэйшн (Brewster Aeronautical Corporation) стал первым истребителем-монопланом, принятым на вооружение. Флотом США, однако, был сделан заказ и на опытный образец биплана компании Грумман, получившего обозначение XF4F-1. Более тщательное изучение потенциальных летных характеристик самолета по проекту компании Брюстер и факт, что ранее созданные бипланы компании Грумман F3F начинали показывать хорошие летные данные, привели к тому, что вскоре разработка опытного образца биплана была прекращена и началось проектирование альтернативного моноплана Грумман G-18. После рассмотрения этого предложения Флот США 28 июля 1936г. заказал один опытный самолет под обозначением XF4F-2. Самолет XF4F-2, совершивший первый полет 2 сентября 1937г., был оснащен двигателем Пратт-Уитни R-1830-66 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-66 Twin Wаsp) мощностью 783 кВт (1050 л.с.) и был способен показывать максимальную скорость 467 км/час (290 миль/час). в начале 1938г. при сравнительной оценке этот цельнометаллический свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла и с убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом доказал, что он летает быстрее, чем опытный самолет компании Брюстер. Скорость была его главным преимуществом, но по некоторым другим параметрам он проигрывал, что привело 11 июня 1938г. к выдаче заказа на серийные самолеты XF2A-1 компании Брюстер. Компания Грумман произвела большие изменения в конструкции, прежде чем опытный образец G-36 снова поднялся в воздух в марте 1939г. под обозначением XF4F-3. Установка более мощного варианта двигателя Твин Восп XR-1830-76 с двухступенчатым нагнетателем, увеличение размаха и площади крыла, перепроектированное хвостовое оперение, в котором горизонтальное оперение было передвинуто вверх по измененному по профилю килю, позволили самолету XF4F-3 хорошо слушаться управления и иметь хорошую маневренность. Его максимальная скорость на высоте 6490 м (21300 футов) равнялась 539 км/час (335 миль/час). Получив такие летные данные, Флот США 8 августа 1939г. без колебаний заказал 78 серийных самолетов F4F-3. Компания Грумман предложила новый проект самолета G-36A на экспорт и получила контракты на 81 и 30 самолетов от правительств Франции и Греции. Первый из этих самолетов, предназначенный для французских ВВС и оснащенный звездообразным поршневым двигателем Райт R-1820 Циклон (Wright R-1820 Cyclone) мощностью 746 кВт (1000 л.с.), совершил полет 27 июля 1940г., но к этому времени Франция уже была разгромлена. Эту партию решила закупить Великобритания, увеличив заказ до 90 машин. Первый из этих самолетов был поставлен в июле 1940г. (первые пять самолетов были отправлены в Канаду) и получил обозначение Мартлет Mk I (Martlet - стриж). Последующие варианты самолетов компании Грумман, построенные для военно-морской авиации Великобритании, включали: самолеты Мартлет Mk II c двигателем Твин Восп и складывающимся крылом; 10 самолетов F4F-4A и изготовленные по контракту с Грецией самолеты G-36A, обозначенные Мартлет Mk III; взятые в аренду по договору ленд-лиза самолеты F4F-4B с двигателем Райт GR-1820 Циклон, переименованные в Мартлет Mk IV. В январе 1944г. они все получили новое обозначение Уайлдкэт (Wildcat - дикая кошка), но сохранили свои отличительные номера моделей. Первый самолет F4F-3 поднялся в воздух 20 августа 1940г. 95 самолетов F4F-3A, заказанных Флотом США, были оснащены двигателем R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем. Опытный самолет XF4F-4 поднялся в воздух в мае 1941 года. Он имел броневую защиту, топливные баки из самозатягивающейся резины, складывающееся крыло и был вооружен шестью пулеметами. Поставки серийных истребителей F4F-4 Уайлдкэт начались в ноябре 1941г. Заключительным серийным вариантом стал дальнерейсовый разведывательный самолет F4F-7 с увеличенным запасом топлива, фотоаппаратурой в нижней части фюзеляжа и со снятым вооружением. Было построено 20 самолетов F4F-7. Затем компания Грумман выпустила еще 100 машин F4F-3 и два опытных образца XF4F-8. В связи с необходимостью сосредоточиться на разработке и серийном производстве более совершенного самолета F6F Хеллкэт (Hellcat - ведьма) компания Грумман заключила сделку с компанией Дженерал Моторс (General Motors) на продолжение серийного выпуска самолетов F4F-4 Уайлдкэт под обозначением FM-1. Их серийное производство началось 18 апреля 1942г. в отделении Истэрн Эйркрафт Дивижн (Eastern Aircraft Division) компании Дженерал Моторс. Первый самолет FM-1 поднялся в воздух 31 августа 1942г. Серийный выпуск составил 1151 самолет, 312 из которых были отправлены в Великобританию под обозначением Мартлет Mk V (позднее Уайлдкэт Mk V). В то же время компания Дженерал Моторс работала над усовершенствованным вариантом, обозначенным FM-2, который был серийным вариантом двух опытных самолетов Грумман XF4F-8. Его главными отличиями были установка звездообразного поршневого двигателя Райт R-1820-56 Циклон 9 мощностью 1007 кВт (1350 л.с.), что повлекло за собой увеличение площади киля для сохранения хорошей путевой устойчивости при более мощном двигателе, а также снижение до минимума массы конструкции планера. Компанией Дженерал Моторс было построено 4777 самолетов FM-2, 370 из которых отправлено в Великобританию. Там они состояли на вооружении военно-морской авиации и имели обозначение Уайлдкэт Mk VI.

Тип: одноместный палубный истребитель- бомбардировщик.

Силовая установка: один 14-цилиндровый звездообразный поршневой двигатель Пратт-Уитни R-1830-36 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-36 Twin Wasp) мощностью 895 кВт (1200 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 5915 м (19400 фунтов) 512 км/час (318 миль/час); крейсерская скорость 249 км/час (155 миль/час); скороподъемность на уровне моря 594 м (1950 футов) в минуту; практический потолок 12010 м (39400 футов); дальность полета 1239 км (770 миль).

Веса: пустого - 2612 кг (5758 фунтов); максимальный взлетный 3607 кг (7952 фунта).

Размеры: размах крыла 11,58 м (38 футов); длина 8,76 м (28 футов 9 дюймов); высота 2,81 м (9 футов 2,5 дюйма); площадь крыла 24,15 кв. м (260 кв. футов).

Вооружение: шесть неподвижных пулеметов Браунинг (Browning) калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), две бомбы массой 45 кг (100 фунтов).

 


Copyright © Fedoroff Corp.