McDonnell Douglas/British Aerospace Harrier II (Макдоннелл-Дуглас/Бритиш Аэроспейс Харриер II)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Воодушевленные успехом самолета AV-8А Харриер (Harrier), компании Хоукер Сиддли (Hawker Siddeley (HSA) и Макдоннелл-Дуглас (MDC) разработали легкий и более маневренный самолет Харриер II с крылом увеличенной подъемной силы со сверхкритическим профилем и наплывом у передней кромки. Целью проекта было также увеличение подъемной силы и тяги при укороченном вертикальном взлете и посадке без увеличения мощности двигателя. Кроме того, у самолета усилили шасси и установили дополнительные пилоны для вооружения. После успешной программы летных испытаний с использованием двух испытательных платформ YAV-8B, модифицированных из планеров AV-8A, в апреле 1979г. был получен заказ на четыре самолета. С августа 1981г. начали поступать заказы на окончательный вариант AV-8V Харриер II. Корпус морской пехоты США приобрел 328 самолетов, в число которых входили 24 двухместные машины. ВВС Великобритании заказали 60 одноместных самолетов, обозначенных Харриер Gr.Mk5. Все самолеты AV-8B морской пехоты США, выпущенные во второй половине 1989г., были оснащены инфракрасной системой обзора передней полусферы, цифровой движущейся цветной картой и очками ночного видения для пилота. В феврале 1992г. Италия, Испания и США подписали официальное соглашение о разработке самолета Харриер II Плюс (Harrier II Plus), ударного истребителя морской авиации, представляющего собой вариант самолета AV-8A, оснащенного поисковым радаром AN/APG-65 компании Хьюз (Hughes) в носовой части. Заказы на Харриер II поступили от ВМС Испании, которые заказали 12 машин EAV-8B в марте 1983г. в дополнение к своим двухместным самолетам АV-8S Матадор (Matador), уже стоявший на вооружении 8-й эскадрильи на авианосце "Принсипе де Астуриас". Итальянские ВМС заказали 2 самолета TAV-8B в мае 1989г. для подготовки пилотов к полетам на 16 реактивных самолетах вертикального взлета и посадки (VTOL) Харриер Плюс, которые должны были действовать с авианосца "Джузеппе Гарибальди". Когда в сентябре 1991г. самолеты ТАV-8B были получены, итальянские ВМС объявили о своем намерении увеличить парк одноместных Харриеров до 24 машин. ВВС Великобритании также заказали 13 двухместных учебно-тренировочных TAV-8B, совместимых со своим парком ночных штурмовиков Харриер GR.Mk 5/7. Эти самолеты получили позднее обозначение Т.Mk 10.

ВАРИАНТЫ
AV-8B Харриер II: основной вариант, предназначенный для воздушной поддержки войск, приобретенный начиная с 1983г. морской пехотой США (300 самолетов) и испанскими ВВС (12); первый из двух самолетов YAV-8B, преобразованный из AV-8A, поднялся в воздух 19 ноября 1978г.; первоначально в качестве силовой установки использовался двигатель F402-RR-406A (Пегас (Pegasus) 11-21) с тягой 92 кН (21450 фунтов), но самолеты, поставляемые с декабря 1990г., оснащены двигателями F402-RR-408 (Пегас 11-61). AV-8B Харриер II (ночной штурмовик): 167-й и последующие самолеты AV-8B были оснащены системой индикации информации на дисплеях (FLIR) фирмы Дженерал Электродайнэмикс Компани (GEC), а пилот экипирован очками ночного видения; первый аппарат представлял собой модифицированный самолет AV-8B, он поднялся в воздух 26 июня 1987г.; серийные поставки морской пехоте США начались в сентябре 1989г. AV-8B Харриер II Плюс: ночной штурмовик, оснащенный радаром, может также применяться для противокорабельных ударов, используя ракеты Си Игл (Sea Eagle) и Гарпун (Harpoon); оснащен двигателем F402-RR-408, увеличенными наплывами у передней кромки корневой части крыла (LERX) и улучшенными возможностями использования ракет "воздух-воздух" Спарроу (Sparrow) и AMRAAM. EAV-8B: обозначения 12 одноместных самолетов AV-8B для ВМС Испании. TAV-8B: обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета Харриер II Корпуса морской пехоты США (24 самолета) и ВВС Италии (2 самолета); первый полет был совершен 21 октября 1986г.; первые поставки Корпусу морской пехоты США начались в марте 1987г. Харриер GR.Mk 5: вариант самолета AV-8B для ВВС Великобритании с некоторыми изменениями в оборудовании: оснащен двигателями Пегас 105 с тягой 95 кН (21500 фунтов) и двумя 25-мм пушками ADEN; под фюзеляжем и крыльями расположены девять контейнеров с вооружением, две внешние подвески предназначены для установки ракет "воздух-воздух" Сайдуиндер (Sidewinder); два опытных образца плюс 60 серийных самолетов заказаны в 1982г.; 40 самолетов построены по стандарту GR.Mk5; последующие 22 самолета - по временному (промежуточному) стандарту GR.Mk 5A (без системы FLIR); по контракту, заключенному с компанией Бритиш Аэроспейс (BAe) в 1990г., 58 самолетов GR.Mk 5/5A должны быть модернизированы до стандарта GR.Mk 7. Харриер GR.Mk 7: в апреле 1988г. было заказано 34 самолета стандарта GR.Mk 5, но начиная с 1990г. они поставлялись в варианте GR.Mk 7, имея сильное сходство с ночным штурмовиком AV-8B; по существу, это аналог GR.Mk 5 с возможностями ночного штурмовика за счет системы FLIR с датчиками в носовой части, цифровой движущейся карты и кабины пилота, в которой возможно использование очков ночного видения; модернизация самолетов GR.Mk 5 продолжается. Харриер GR.Mk 9: вариант самолета GR.Mk 5 с двигателем Пегас и ракетами AIM-120; не был принят. Харриер T.Mk 10: вариант самолета TAV-8B для ВВС Великобритании; двухместный учебно-тренировочный, с возможностями ночного штурмовика; в августе 1992г. заключен контракт на 13 самолетов.

Тип: реактивный истребитель- штурмовик укороченного взлета и вертикальной посадки.

Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель Роллс-Ройс F402-RR-408 Пегас 11-61 с тягой 105,8 кН (23800 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 1065 км/час (661 миль/час); максимальная скорость на высоте 0,92М; боевой радиус действия 1128 км (701 миля).

Веса: пустого - 6344 кг (13968 фунтов); максимальная внешняя боевая нагрузка 6003 кг (13235 фунтов); максимальный взлетный 14061 кг (31000 фунтов); максимальный при вертикальном взлете 9342 кг (20595 фунтов).

Размеры: размах крыла 9,25 м (30 футов 4 дюйма); длина 14,5 м (47 футов 9 дюймов); высота 3,5 м (11 футов 8 дюймов); площадь крыла 21,3 кв. м (230 кв. футов).

Вооружение: одна 25-мм пушка, 6 ракет Cайдуиндер AIM-9 "воздух-воздух" или 4 ракеты "воздух-земля" Маверик; 6 бомб Mk 83 или 15 бомб Mk 82, или 12 ракетных контейнеров.

 


Copyright © Fedoroff Corp.