North American (Норт Американ) Х-15

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Исследовательский проект, разработанный в серии экспериментальных самолетов Х, финансировавшихся ВВС/ВМС США, Норт Американ Х-15 был заказан со следующими летными характеристиками: максимальная высота полета 76200 м (250000 футов) и максимальная скорость 6 М, или 6437 км/час (4000 миль/час)! ВВС США контролировали проектирование и строительство, а Национальный консультационный совет по аэронавтике осуществлял общее техническое руководство. Официальное предложение на подачу заявок было разослано 12 компаниям по производству планеров 30 декабря 1954г., а 4 февраля 1955г. четырем моторостроительным компаниям было предложено заключить контракт на производство ракетного двигателя. С компанией Норт Американ в ноябре 1955г. был заключен контракт на производство планера ее конструкции NA-240, а с компанией Риэкшн Моторз Инк. (Reaction Motors Inc.) в сентябре 1956г. - на производство двигателя XLR-99. С самого начала предполагалось, что Х-15 будет запускаться в воздухе с носителя. Два бомбардировщика Боинг B-52 были модифицированы для переноски этого самолета под правой консолью крыла, между фюзеляжем и ближней к нему парой двигателей, после этого они были обозначены как NB-52A и NB-52B. Особенностями самолета Х-15 были длинный цилиндрический фюзеляж с боковыми гаргротами (в них находились проводка управления, некоторые элементы оборудования и ниши основных стоек шасси) и толстые клиновидные основной и подфюзеляжный кили; поворотная секция нижнего киля перед посадкой сбрасывалась, чтобы обеспечить клиренс основным стойкам-лыжам. Первые два планера Х-15А были первоначально оснащены двумя четырехкамерными двигателями XLR-11; каждая камера развивала тягу 3629 кг (8000 фунтов). Первый самолет поднялся в воздух на подвеске носителя NB-52A 10 марта 1959г., а 8 июня летчик-испытатель Скотт Кроссфилд совершил первое отделение и безмоторное планирование. Этот же пилот на втором опытном образце 17 сентября совершил первый полет с работающим двигателем. Однокамерный двигатель XLR-99 был опробован 15 ноября 1960г. Было совершено почти 200 полетов, включая второй самолет, фюзеляж которого был удлинен на 0,74 м (2 фута 5 дюймов); он получил внешние дополнительные топливные баки, и на нем была произведена термозащитная обработка поверхности. Под обозначением Х-15А-2 самолет совершил свой первый полет 28 июня 1964г., а позднее достиг максимальной высоты 107960 м (354200 футов) и максимальной скорости 7297 км/час (4534 миль/час).

Тип: высотный гиперзвуковой исследовательский самолет.

Силовая установка: один жидкостный ракетный двигатель Риэкшн Моторс (Reaction Motors) XLR-99 тягой на уровне моря 25855 кг (57000 фунтов) и на максимальной высоте приблизительно 31751 кг (70000 фунтов).

Летные данные: максимальная скорость 6693 км/час (4159 миль/час)

Веса: максимальный взлетный 15422 кг (34000 фунтов).

Размеры: размах крыла 6,71 м (22 фута); длина 15,24 м (50 футов); высота 4,12 м (13 футов 6 дюймов); площадь крыла 18,58 кв. м (200 кв. футов).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.