|
|
|
В начале 80-х гг. в СССР был поставлен вопрос о создании нового многофункционального авиационного боевого комплекса, способного в 90-е гг. заменить находящиеся в строю, но постепенно устаревающие фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-27, придав военно-воздушным силам страны более широкие возможности. Такая машина должна была сочетать в себе качества фронтового бомбардировщика и истребителя, позволяющие в равной мере эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели.
Концепция универсального самолета, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости, с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета, с другой, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии, разработки перспективных образцов оборудования и вооружения, свойственных авиационным боевым комплексам 4-го поколения и широко использовавшихся при создании истребителя Су-27. Поэтому данная машина и была выбрана за основу для разработки в ОКБ им. П.О.Сухого перспективного истребителя-бомбардировщика, получившего первоначально название Су-27ИБ.
В начале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификация серийного учебно-боевого самолета Су-27УБ, которая должна была сохранить конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые возможности прототипа в режиме "воздух-воздух". Основные доработки связывались с увеличением массы боевой нагрузки и расширением ее номенклатуры (особенно оружия класса "воздух-поверхность"), а также с установкой на самолет нового бортового оборудования для поиска и обнаружения наземных целей, прицеливания и применения оружия, для навигации и обороны.
В процессе дальнейшего проектирования самолет претерпел значительные изменения. Для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа машины - летчика и штурмана-оператора - рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24) вместо прежней схемы "тандем". Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемые эргономические и санитарные нормы, возможность отдыха и питания в ходе многочасового полета. Для улучшения аэродинамических характеристик самолет оснастили передним горизонтальным оперением. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета и особенно головной части фюзеляжа. Перекомпоновка позволила разместить на самолете, вписав в его плавные обводы, все несъемное бортовое оборудование и увеличить внутренний запас топлива, одновременно машину оснастили системой дозаправки топливом в полете. По сравнению с базовым самолетом, новая машина потяжелела более чем на треть (в варианте с максимальной боевой нагрузкой ее масса достигла 45 т). Увеличение массы заставило усилить конструкцию агрегатов планера и шасси, основные опоры которого оснастили двухколесными тележками. Самолет стал рассматриваться как фронтовой бомбардировщик, и в 1993 г. ему было присвоено новое наименование - Су-34.
Проектирование было в основном закончено к 1990 г., когда произвели доработку одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр ударной машины. Первый полет его состоялся 13 апреля 1990 г. Подготовка к серийному производству ударной модификации Су-27 была развернута на Новосибирском АПО имени В.П.Чкалова. Первую машину (она являлась вторым опытным образцом Су-34) изготовили здесь осенью 1993 г. В первый полет она поднялась 18 декабря 1993 г. В конце следующего года была завершена сборка и первого серийного самолета, облетанного 28 декабря 1994 г.
Весной 1995 г. российское правительство приняло решение показать серийный Су-34 на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция), где он представлялся под новым названием Су-32ФН. Самолет предлагался зарубежным заказчикам в новом качестве - двухместного сверхзвукового морского патрульно-ударного авиационного комплекса берегового базирования, предназначенного для ведения разведки на морских театрах военных действий и борьбы с подводными лодками и надводными кораблями. Соответствующий вариант самолета был проработан в ОКБ в 1995-1997 гг. От базовой модификации он отличается составом бортового оборудования и вооружения, в который могут быть включены специальные средства обнаружения морских целей (магнитометр), а также модифицированные РЛС и оптико-электронная прицельная система, радиогидроакустические буи, противокорабельные ракеты большой дальности пуска и самонаводящиеся торпеды.
В 1996 и 1997 гг. НАПО им. В.П.Чкалова изготовил еще два серийных Су-34, переданных на летные испытания. Ожидается, что в 2005-2015 гг. Су-34 заменит в бомбардировочных авиаполках Фронтовой авиации ВВС России самолеты 3-го поколения Су-24. Можно предположить, что, как и предшественник, Су-34 сможет стать базой для разработки в дальнейшем ряда специальных вариантов - фронтовых авиационных комплексов воздушной разведки, радиоэлектронного противодействия и т.п. В этом случае, наряду с самолетами 4-го поколения Су-27, МиГ-29 и их модификациями, он составит основу отечественных военно-воздушных сил в начале следующего тысячелетия. |
|
|
|
Тип: сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.
Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф тягой 12800 кгс разработки АО "А.М.Люлька-Сатурн".
Летные данные:
Веса:
Размеры: длина самолета 23,3 м; размах крыла 14,7 м; площадь крыла 62,04 м2; высота самолета 6,0 м.
Вооружение: пушка ГШ-301 калибра 30 мм в правом наплыве крыла; ракеты "воздух-воздух" Р-27Р (Т, ЭР, ЭТ), РВВ-АЕ, Р-73; неуправляемые ракеты, авиабомбы калибра 250, 500 и 1500 кг; управляемые ракеты "воздух-поверхность" Х-29Т(Л), Х-31А(П), Х-59М, корректируемые бомбы КАБ-500Кр(Л), КАБ-1500ТК(Л) и др. на 12 точках подвески под крылом, фюзеляжем и воздухозаборниками.
|
|