Waco biplanes (Бипланы Уэйко)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В начале 1920-х гг. группа энтузиастов основала в США компанию Уивер Эйркрафт (Weaver Aircraft Co.), торговой маркой которой стало слово "Уэйко" (Waco), образованное из первых букв названия. Первым значительным успехом компании стал созданный в 1922г. трехместный самолет Уэйко Модель (Waco Model) 6, оснащенный двигателем Кёртисс (Curtiss) OX-5 мощностью 67 кВт (90 л.с.), вслед за которым в 1923г. появился усовершенствованный вариант Модель 7. Самолет Модель 8 от 1924г. был восьмиместным аппаратом с закрытой кабиной и двигателем Холл-Скотт Либерти Сикс (Hall-Scott Liberty Six) мощностью 149 кВт (200 л.с.). И все же первым самолетом, благодаря которому компания приобрела известность, стала Модель 9 (1925г.), которых было построено больше 210 экземпляров. В 1927г. самолет Модель 10 вытеснил Модель 9, и в том же году было построено около 370 таких машин; на них устанавливались различные двигатели, самым мощным был Райт Уэрлуинд (Wright Whirlwind) мощностью 224 кВт (300 л.с.). После варианта Модель 10 появился самолет Модель 10-T с перепроектированным трапециевидным крылом, улучшившим летные данные и превратившим самолет в учебно-тренировочный и гоночный; построено 50 машин. Поскольку количество вариантов бипланов компании Уэйко превысило 110, нет возможности перечислить их все. Были введены трехбуквенные обозначения, в которых первая буква указывала на тип двигателя, вторая - на тип планера, а третьей обозначалась серия. В 1931г. компания Уэйко вступила на рынок самолетов с закрытыми кабинами, выпустив вариант Модель QDC - четырехместный самолет с двигателем Континентал (Continental) мощностью 123 кВт (165 л.с.). Модель UBF - трехместный вариант от 1932г. с двигателем Континентал мощностью 157 кВт (210 л.с.) заслуживает упоминания главным образом потому, что в 1934г. ВМС США приобрели два таких самолета и, дав им обозначение XJW-1, использовали в качестве учебно-тренировочных. С 1934 по 1937гг. компания Уэйко разработала серию военных самолетов на базе варианта Модель D. В серию входили учебно-тренировочные машины, истребители, бомбардировщики и т. д.; самолеты оснащались двигателями различной мощности - от 186 до 366 кВт (250-450 л.с.). Демонстрационный образец Модель WHD, под фюзеляжем которого подвешивалась бомба весом 113 кг (250 фунтов), на нижнем крыле неподвижно устанавливался пулемет переднего огня, а в задней кабине - ручной пулемет, был продан в Никарагуа. Вариант Модель F использовался в Индии в качестве учебно-тренировочного. Появившийся в середине 1934г. самолет Модель UMF, на котором устанавливался двигатель Континентал мощностью 157 кВт (210 л.с.) или Якобс (Jacobs) L-4 мощностью 168 кВт (225 л.с.), представлял собой трехместный биплан с открытой кабиной. Из всех самолетов компании наибольшим коммерческим успехом пользовалась Модель YKC, сертифицированная в апреле 1934г. Она оснащалась новым двигателем Якобс L-4 мощностью 168 кВт (225 л.с.). На основе этого варианта был создан самолет Модель ZKS-6 с двигателем Якобс L-5 мощностью 213 кВт (285 л.с.). Производство машин Модель ZKS-6 продолжалось до 1937г. В 1935г. появились новые серии четырех-пятиместных самолетов Кастом Кэбин (Custom Cabin), отличавшихся увеличенными размерами и более удобными кабинами. Они пользовались успехом несмотря на высокую цену. Самым популярным был Модель YOC, который сначала продавался с двигателем Якобс L-4 мощностью 168 кВт (225 л.с.), но более поздний самолет Модель YOC-1 был оснащен двигателем Якобс L-5 мощностью 213 кВт (285 л.с.). Вариант Модель CPF от 1935г. был выбран правительством Бразилии для использования в качестве учебно-тренировочного самолета, построен 41 экземпляр. Эти машины оснащались двигателями Райт R-760-E мощностью 186 кВт (250 л.с.) и представляли собой двухместные самолеты с открытыми кабинами. Самолет Модель YQC-6 был еще одним четырех-пятиместным бипланом из серии Кастом Кэбин; он мог оснащаться одним из семи различных двигателей на выбор, самым мощным из них был Якобс L-6 мощностью 246 кВт (330 л.с.). Несколько машин были проданы в Канаду; это были главным образом вариант Модель ZQC-6 с двигателями Якобс мощностью 213 кВт (285 л.с.); на некоторых самолетах были сделаны дополнительные двери, и они использовались в качестве грузовых (максимальная грузоподъемность составляла 363 кг (800 фунтов). Кроме того, был еще вариант Модель YQC-6 с двигателем Якобс мощностью 168 кВт (225 л.с.) для Индии. К концу 1936г. в постоянной эксплуатации находились 1140 самолетов компании Уэйко. В 1937г. появились варианты Модель YKS-7/ZKS-7, оснащавшиеся, соответственно, двигателями Якобс мощностью 168 кВт (225 л.с.) и 213 кВт (285 л.с.). Первый из этих двух двигателей оказался более популярным, и его производство продолжалось до 1941г. Четыре самолета служили в ВВС США: два экземпляра Модель YKS-7 с обозначением UC-72K и две машины Модель ZKS-7 с обозначением UC-72M. Самолеты Модель EGC-7 1937г. с двигателем Райт R-760-E2 мощностью 239 кВт (320 л.с.) были заказаны армией Бразилии, и в 1938-39гг. туда отправили 30 машин. Выпущенный в 1937г. вариант Модель UPF-7, представлявший собой учебно-тренировочный самолет с открытой кабиной, оказался для компании Уэйко весьма прибыльным. Большое количество самолетов Модель UPF-7 было приобретено гражданскими летными школами. Шесть проданных в Гватемалу машин имели обозначение Модель VPF-7 и двигатели Континентал мощностью 179 кВт (240 л.с.). ВВС США провели оценочные испытания одного самолета, получившего обозначение XPT-14, а затем приобрели 13 машин YPT-14 (позднее обозначенных PT-14); в 1942г. реквизированный самолет UPF-7 получил обозначение PT-14A. В 1939г. компания получила заказ на 600 аппаратов Модель UPF-7. Кроме того, Управление гражданской авиации США заказало 31 самолет той же модели для своего летного отряда. Для осуществления программы СРТР были закуплены 20 машин Модель VKS-7F - четырехместных самолетов с закрытыми кабинами и двигателями Континентал мощностью 179 кВт (240 л.с.). Вариант Модель EGC-8 1937г. заслуживает упоминания в связи с тем, что один из семи построенных экземпляров стал испытательным стендом для шестицилиндрового рядного двигателя Менаско (Menasco). После этого самолет был оборудован как стандартный вариант Модель EGC-8 со звездообразным двигателем Райт R-760 мощностью 239 кВт (320 л.с.). Самолет Модель JHD от 1937г., спроектированный для ВВС небольшой численности, представлял собой двухместный биплан с закрытой кабиной, на котором могло устанавливаться различное вооружение. Он оснащался двигателем Райт R-975 мощностью 272 кВт (365 л.с.). Поступил только один заказ на шесть самолетов для правительства Уругвая. Выпустив Модель ZVN - экспериментальный четырехместный биплан с закрытой кабиной, компания Уэйко нарушила традицию: отказавшись от хвостового колеса, ввела трехопорное шасси с носовым колесом, которое упростило пилотирование и давало возможность пользоваться меньшими аэродромами. Этот самолет стал выпускаться с обозначением Модель ZVN-8 с двигателем Якобс L-5 мощностью 213 кВт (285 л.с.) и с обозначением Модель AVN-8 при оснащении двигателем Якобс L-6 мощностью 224 кВт (300 л.с.). Было построено примерно 20 машин, некоторые из них поступили на вооружение ВВС США (три самолета Модель AVN-8 с обозначением UC-72J и один Модель ZVN-8 с обозначением UC-72L). Последним бипланом с закрытой кабиной компании Уэйко была Модель E, впервые поднявшаяся в воздух в 1939г. В промежутке между 1939 и 1942гг. были построены 30 машин Модель E в трех вариантах: Модель ARE (двигатель Якобс L-6МВ мощностью 224 кВт (300 л.с.), Модель HRE (двигатель Лайкомин R-650 мощностью 213 кВт (285 л.с.) и Модель SRE (двигатель Пратт-Уитни Восп Юниор мощностью 298 кВт (400 л.с.). Последний вариант был самым популярным и назывался Аристократ (Aristocrat). 44 самолета компании Уэйко шестнадцати различных вариантов были реквизированы для военных целей, получили обозначения до UC-72Q и служили всю войну.

Тип:

Силовая установка:

Летные данные:

Веса:

Размеры:

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.