Yakovlev Yak-41 "Freestyle" (Яковлев Як-41 ("Фристайл")

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Разработка сверхзвукового самолета Як-41 началась в 1975г. Новый, еще не летавший самолет был обнаружен в середине 80-х гг. в г. Жуковский западным спутником, и ему было присвоено обозначение "Рэм-Т" ("Ram-T"), а в 1988г. он был зарегистрирован под названием "Фристайл". Первый из двух опытных образцов поднялся в воздух в марте 1989г. с обозначением Як-141. Если самолет поступит на вооружение, он будет использоваться с обозначением Як-41. ОКБ им.Яковлева объявило, что самолет намерен установить серию рекордов среди самолетов с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой. Программа испытательных полетов проходила гладко до октября 1991г., когда второй опытный образец получил повреждения во время посадки на борт авианосца "Горшков". Предлагалось переделать этот самолет в опытный образец Як-41М, но средства на реконструкцию не были выделены. Тем не менее первый опытный образец был показан на авиасалоне в Фарнборо в сентябре 1992г. Самолет Як-141 оснащен одним подъемно-маршевым двигателем Коптиченко Р-79В-300 статической тягой 152 кН (34150 фунтов). В режиме свободного висения двигатель дает на 20% меньше тяги. Основное сопло может поворачиваться на 95о для создания тяги, обеспечивающей поступательное движение при торможении или для движения назад в режиме свободного висения. Тяга основного двигателя усиливается за счет двух создающих подъемную силу реактивных двигателей Кузнецова РД-41 (также обозначаемых РД-36) тягой 39 кН (8767 фунтов), установленных друг за другом с наклоном назад в 15о. При переходе на прямолинейный горизонтальный полет сопла могут поворачиваться дальше назад примерно до 24о, а при торможении с помощью реверсирования векторы тяги могут наклоняться вперед на 2о. Убирающиеся створки воздухозаборников и выхлопа расположены над и под фюзеляжем, сразу за кабиной пилота. Для уменьшения рециркуляции выхлопных газов (которая значительно снижает тягу) под фюзеляжем имеются два гребня и убирающиеся воздушные щитки. Продольное управление в свободном висении достигается полностью за счет различной тяги подъемных двигателей без обычных дополнительных сопел. Управление по курсу достигается путем использования боковых эжекторов перепуска воздуха в хвостовых обтекателях, а управление креном зависит от дополнительных сопел на концах крыла. Расположение основного сопла между высокими хвостовыми балками с титановой теплозащитой позволяет разместить его ближе к центру тяжести самолета (без потери тяги, характерной для раздвоенного сопла), а также снижает температурную яркость для ракет с инфракрасной системой наведения. Короткий разбег при взлете возможен благодаря повороту на 65о сопла основного двигателя на взлете и одновременному увеличению тяги подъемных реактивных двигателей. Еще более короткий разбег (5 м/16,4 фута) достигается благодаря повороту сопла на 65о заранее, перед разбегом. Вследствие использования форсажной камеры при взлете с таким коротким пробегом могут произойти температурные повреждения поверхности взлетно-посадочной полосы. По этой причине вместо бетонной полосы обычно используется покрытие из стальных плит. Органы управления самолета "Фристайл" приводятся в действие троекратно резервированной цифровой электродистанционной системой управления (FBW), которая дублируется механической системой. ОКБ им. Яковлева утверждает, что такая система дает самолету уровень подвижности, сравнимый с подвижностью самолета МиГ-29, хотя в действительности его маневренность далеко не так высока, несмотря на то, что вектором тяги основного двигателя в горизонтальном полете можно управлять с целью уменьшения радиуса поворота или непредвиденного изменения плоскости полета. Утверждают, что Як-141 оснащен таким же радаром, что и МиГ-29, но остается неясным, каким именно: старым радаром НO-19 от самолета "Фалкрум" ("Fulcrum") или радаром НO-10, используемым на самолете МиГ-29М. Cамолет имеет также лазерный/телевизионный указатель целей, прицел, установленный на шлеме и электронное авиационное оборудование, аналогичное тому, которым оснащены самолеты МиГ-29 и Су-27. Машина получила четыре подкрыльных пилона для вооружения и пятый пилон под центральной частью фюзеляжа. Он может нести 2000-литровый топливный бак. Второй опытный образец во время злополучных испытаний на авианосце был оснащен ракетами "воздух-воздух" АА-10 и АА-11, размещавшимися под крылом, но он может использоваться и с другими видами вооружения, в том числе с различными управляемыми ракетами класса "воздух-поверхность", неуправляемыми бомбами и подвесными контейнерами для ракет весом до 2600 кг (5732 фунта). Предусмотрено размещение под левым бортом фюзеляжа пушки ГШ-30-1 калибра 30 мм со 120 снарядами. Самолет Як-141 оборудован вариантом легкого катапультируемого кресла "Звезда К-36В", которое может быть приведено в действие пилотом или автоматической системой катапультирования, аналогичной той, которая используется на самолете Як-38. В ее состав входит двухступенчатая ракета с регулируемым соплом на второй ступени для применения на малой высоте или в условиях аварийного покидания самолета. После операции "Буря в пустыне" ОКБ им. Яковлева начало перепроектирование самолета Як-141 в надежде создать сухопутный истребитель укороченного взлета и посадки. Новый вариант должен быть оснащен более мощным двигателем Р-79, усиленным шасси и тормозами повышенной энергоемкости (допускающими укороченный пробег при посадке 120 м/394 фута) и иметь увеличенный объем топлива во внутренних баках. Перепроектированное крыло может приобрести форму трапеции, как у самолета YF-22, а наплывы в корневой части передней кромки крыла будут расположены ближе к входной кромке воздухозаборника. Также будет добавлен цельноштампованный фонарь кабины.

Тип: истребитель вертикального и укороченного взлета и посадки.

Силовая установка: один двигатель МНПК "Cоюз" Р-79В-300 тягой 107,67 кН (24206 фунтов) и 152 кН (34171 фунт) на форсаже, а также два двигателя РКБМ РД 41 тягой 41,78 кН (9392 фунта).

Летные данные: максимальная скорость горизонтального полета с убранными закрылками на высоте 11000 м (36090 футов) 1800 км/час (971 узел; 1118 миль/час); дальность полета после укороченного взлета со сбрасываемыми баками 1133 морских мили (2100 км/ 1305 миль) или 755 морских миль (1400 км/870 миль) после вертикального взлета с запасом топлива во внутренних баках; практический потолок более 15000 м (49215 футов).

Веса: максимальный взлетный 19500 кг (42989 фунтов) при укороченном взлете.

Размеры: размах крыла 10,1 м (33 фута 1,75 дюйма); ширина со сложенными крыльями 5,9 м (19 футов 4,25 дюйма); длина 18,3 м (60 футов); высота 5 м (16 футов 5 дюймов).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.