|
|
|
Спроектированный в 1968г., перед известными событиями в Чехословакии, как реактивный учебный самолет для ВВС стран Варшавского Договора (исключая Польшу) и некоторых других государств Аэро L-39 Альбатрос (Aero L-39 Albatros) составил конкуренцию своему предшественнику - самолету L-29 Дельфин. Фирма Аэро начала с трех опытных экземпляров, второй из которых полетел 4 ноября 1968 года; другие два были предназначены для прочностных и усталостных испытаний. Пилотом в первом полете был Рудольф Дучон, отвечавший за программу испытаний самолета L-29 девятью годами ранее. В качестве силовой установки для L-39 был выбран советский турбовентиляторный двигатель Ивченко АИ-25. Большинство ранних задержек в проектировании самолета являлись результатом проблем, связанных с увязкой двигателя и планера самолета с целью получения возможности лицензионного производства двигателя в Чехословакии. Одной из главных трудностей было обеспечение подвода воздуха к двигателю: в конце 1970г., когда были выпущены пять летающих прототипов, воздухозаборники на них были заменены на модифицированные, большей длины и площади. В следующем году предпроизводственная партия из 10 самолетов L-39 была построена уже в модифицированной конфигурации, а серийное производство началось в конце 1972г. К 1989г. было выпущено более 2000 машин. Существуют три главных варианта самолета. Базовый L-39C для первоначального обучения и совершенствования летного мастерства опытных пилотов поставлялся в больших количествах в чешские и советские Военно-воздушные силы, а также в другие страны Варшавского Договора как преемник самолета L-29; он начал эксплуатироватьсясамолет был оборудован для проведения учебных стрельб, он стал известен как двухместный L-39ZA. Одноместный вооруженный вариант для использования в качестве легкого самолета воздушной поддержки и штурмовика был обозначен как L-39ZO. (В проекте L-39 достигнута максимальная скорость 0,83 М, в отличие от 0,75 М у самолета L-29). Тандемное расположение кресел (с возможностью катапультирования на нулевой высоте) сохранено, но заднее кресло приподнято для улучшения обзора инструктора. Обводы носовой части перед передней кабиной опущены вниз, что снизило лобовое сопротивление. Планер расчленяется только на три основные части (крыло, фюзеляж и задняя часть фюзеляжа с хвостовым оперением) для облегчения осмотра и технического обслуживания. Крыло, за исключением подвижных поверхностей, выполнено как единое целое, включая несъемные концевые топливные баки; стреловидный киль интегрирован с задней частью фюзеляжа; последняя сделана съемной для обеспечения легкого доступа к двигателю при его обслуживании. Конструкция L-39 состоит не более чем из пары дюжин основных компонентов. Это делает возможной быструю и легкую замену любого агрегата. Машина имеет прекрасный круговой обзор из обеих гермокабин и двойное управление. Заднее кресло в самолете L-39ZO демонтируется. Вспомогательная силовая установка в виде турбины, вращающейся от сжатого воздуха и соединенной с электрогенератором, делает самолет независимым от наземных источников энергии.
ВАРИАНТЫ L-39C: базовый двухместный учебно-тренировочный самолет, используемый Афганистаном, Болгарией, Чехословакией, Восточной Германией, Венгрией, Румынией и Советским Союзом. L-39ZA: вооруженный учебно-тренировочный самолет. L-39ZO: одноместный легкий самолет воздушной поддержки, используемый Ираком и Ливией. L-39MS: улучшенный учебно-тренировочный самолет с более мощным двигателем и обновленным оборудованием. |
|
|
|
Тип: двухместный учебно- тренировочный реактивный самолет для первоначального обучения и тренировок (L-39C), самолет отработки учебных стрельб (L-39Z) и одноместный легкий самолет непосредственной воздушной поддержки войск (L-39ZO).
Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель Вальтер Титан (Walter Titan) (Ivchenko Al-25-TL, построенный по лицензии фирмой Моторлет (Motorlet), с тягой 1720 кг (3792 фунта).
Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 700 км/час (435 миль/час); максимальная скорость: учебно-тренировочный, без внешней подвески на высоте 6000 м (19685 футов) 780 км/час (485 миль/час), L-39ZO на этой же высоте с четырьмя ракетными контейнерами 630 км/час (391 миль/час); максимальная скороподъемность на уровне моря: учебно-тренировочный 1320 м (4330 футов) в минуту, L-39ZO 960 м (3150 футов) в минуту; практический потолок: учебно-тренировочный 11500 м (37730 футов), L-39ZO 9000 м (29525 футов); дальность с топливом во внутренних баках: учебно-тренировочный 850 км (528 миль), L-39ZO с ракетными контейнерами 780 км (485 миль); максимальная дальность: учебно-тренировочный с двумя подкрыльными сбрасываемыми баками и без оружия 1600 км (994 мили), L-39ZO 1750 км (1087 миль).
Веса: пустого 3330 кг (7341 фунт); нормальный взлетный (учебно-тренировочный, без внешней подвески и с пустыми баками на концах крыла) 4570 кг (10075 фунтов); максимальный взлетный (L-39ZO с четырьмя ракетными контейнерами) 5270 кг (11618 фунтов).
Размеры: размах крыла 9,46 м (31 фут 0,5 дюйма); длина самолета 12,32 м (40 футов 5 дюймов); высота 4,72 м (15 футов 5,5 дюйма); площадь крыла 18,80 кв.м (202,4 кв. фута).
Вооружение: (L-39ZO): свыше 1100 кг (2425 фунтов) вооружения на четырех подкрыльных узлах подвески, включая бомбы калибром до 500 кг (1102 фунта), контейнеры 57-мм или 130-мм ракет, пулеметные контейнеры, один разведывательный блок с пятью фотокамерами или два подвесных бака; точка подвески на оси фюзеляжа для контейнера с 23-мм пушкой GSh-23 и двух барабанов со 180 снарядами.
|
|