Aerospatiale/British Aerospace Concordе (Аэроспасьяль/Бритиш Аэроспейс Конкорд)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В конце 50-х гг. две компании выполняли независимые исследования и работы по проектированию сверхзвукового пассажирского самолета. Одной из них была английская Бристоль Эйркрафт Лтд (Bristol Aircraft Ltd), перешедшая в 1960г. в частную собственность и ставшая в итоге дочерним предприятием поглотившей ее Британской авиастроительной корпорации (British Aircraft Corporation), или BAC, а другой - французская Сюд-Авиасьон (Sud-Aviation), которая в 1970г. была объединена с Норд-Авиасьон (Nord-Aviation) и SEREB в компанию Сосьетэ Насьональ Индустриэль Аэроспасьяль (Societe National Industrielle Aerospatiale). Обе компании решили, что разработка и конструирование подобных летательных аппаратов вполне реальны, но стоимость их создания превышает возможности любой частной фирмы. Поэтому 29 ноября 1962г. был подписан договор о международном сотрудничестве, в соответствии с которым правительства Великобритании и Франции согласились предоставить денежные средства, а Британская авиастроительная корпорация и компания Роллс-Ройс (Rolls-Royce) заключили с компаниями Сюд-Авиасьон и Сосьетэ Насьональ д'Этюд э де Конструксьон де Мотор д'Авиасьон (Societe Nationale d'Etude et de Construction de Moteurs d'Aviation/SNECMA) соглашение о совместной разработке и производстве сверхзвукового пассажирского самолета (SST). Ему было дано название Конкорд, символизирующее решение промышленных компаний двух наций производить безопасные, надежные, покоряющие мир летательные аппараты. Первым встал вопрос о максимальной скорости. Дело в том, что длительный крейсерский полет со скоростью в диапазоне от 2,5М до 3М вызывает проблемы, связанные с аэродинамическим нагревом некоторых частей конструкции до температур, при которых резко снижаются прочностные характеристики традиционных легких сплавов. Большие скорости, достигнутые военными самолетами, приводят к сильному удорожанию их производства. Поэтому для Конкорда было решено ограничить скорость величиной 2,2М. Разработка, конструирование и создание были разделены между компанией Аэроспасьяль и ВАС таким образом, что французская сторона отвечала за крылья и элевоны крыла, хвостовой отсек кабины, систему кондиционирования воздуха, гидросистему, навигационную систему, систему связи и систему управления самолетом. Британская авиастроительная корпорация отвечала за три передних отсека хвостовую часть фюзеляжа, вертикальное оперение, гондолы двигателей и воздухозаборники, силовую установку, систему пожарной сигнализации и тушения, энерготопливную и систему обеспечения кислородом, шумо- и теплоизоляцию. Конструирование первых двух экспериментальных образцов началось в феврале 1965г. Конкорд 001 создавался компанией Аэроспасьяль в Тулузе, а 002 - ВАС в Филтоне, Бристоль. Первый полет 001 (F-WTSS) совершил 2 марта 1969г., а 002 британской сборки (G-BSST) - 9 апреля 1969г. 001 использовался для коммерческих и туристических рейсов с 4 сентября 1971г. Почти одновременно 002 осуществлял демонстрационные полеты и только со 2 июня 1972г. начал выполнять коммерческие рейсы, в том числе в Австралию и Японию. Благодаря своей высокой крейсерской скорости Конкорд позволил существенно "сократить расстояния" при осуществлении деловых и правительственных связей. Этот факт, несмотря на такие недостатки самолета, как сильное акустическое воздействие, звуковой удар при переходе на сверхзвуковую скорость полета, большой расход топлива и высокую стоимость, вызвал тем не менее значительный интерес к Конкорду во всем мире. Вскоре поступили заказы более чем на 70 машин, и стали очевидными перспективы шумного коммерческого успеха совместного англо-французского проекта. Конкорд имеет схему свободнонесущего моноплана с низкорасположенным оживальным в плане крылом большой площади и длинным узким фюзеляжем круглого сечения с максимальной шириной 2,63 м (8 футов 7,5 дюйма). Хвостовое оперение состоит только из вертикального киля и двухсекционного руля направления; управление по тангажу и крену обеспечивается шестью элевонами, расположенными вдоль задней кромки крыла. Трехопорное убирающееся шасси имеет два колеса на передней поворотной стойке и четырехколесную тележку на каждой главной стойке. Кабина экипажа рассчитана на трех человек с возможностью расположения четвертого кресла позади командира. Компоновка пассажирской кабины предусматривает возможность расположения пассажирских мест по четыре в ряд в соответствии с требованиями частных авиакомпаний. Максимальное число пассажиров при этом составляет 144 человека. Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей Olimpus 593 Mk 610 производства фирм Роллс-Ройс и SNECMA, разработанных специально для Конкорда. Конкорд имеет несколько интересных конструкторских решений, обусловленных его конфигурацией и эксплуатационными характеристиками. Например, оживальная форма крыла требует, чтобы на низкой дозвуковой скорости самолет пилотировался на довольно большом угле атаки. Это означает, что экипаж имел бы более чем ограниченный обзор земли в момент взлета, набора высоты, снижения и посадки. В связи с этим носовая часть фюзеляжа вместе с пилотской кабиной сделана отклоняемой вниз с целью улучшения обзора во всех перечисленных выше случаях. Остекление этой кабины, кроме основного, включает в себя убирающееся с помощью гидропривода защитное стекло. Оно поднимается во время крейсерского полета для того, чтобы придать обтекаемую форму лобовому остеклению. Большая часть всего запаса топлива Конкорда, составляющего 119787 литров (26350 галлонов), содержится в крыльевых баках. Остальное топливо хранится в четырех фюзеляжных баках. Кроме использования по прямому назначению, топливо используется также для решения еще двух задач: во-первых, большой его объем внутри крыла выступает в качестве теплопоглотителя при длительном полете со сверхзвуковой скоростью; во-вторых, система автоматической перекачки топлива обеспечивает стабильное положение центра масс при полете на крейсерской скорости. Кроме того, группа балансировочных топливных баков поддерживает заданную центровку самолета при его переходе через область трансзвуковых скоростей. При этом горючее перекачивается назад при разгоне и вперед, когда самолет возвращается в режим дозвукового полета. Эффективность и надежность силовой установки во многом определена управляемыми воздухозаборниками, обеспечивающими оптимальный воздушный поток в каждом двигателе на всех режимах его работы. Кабина экипажа и пассажирский салон - герметичные, с кондиционированием воздуха. Система управления полетом автоматическая с двукратным резервированием; навигационная система включает в себя три связанные с бортовым компьютером инерциальные платформы. К тому времени, когда в конце 1975г. британскими и французскими правительственными органами Конкорду был выдан сертификат о разрешении осуществления пассажиро-транспортных перевозок, налет опытного образца и первого серийного самолета в общей сложности составили 5335 часов. Конкорд начал эксплуатироваться компаниями Эйр Франс и Бритиш Эйруэйз одновременно - 21 января 1976г. Но к тому времени возросшая стоимость этих самолетов и деятельность защитников окружающей среды, выступавших против Конкорда, уменьшили количество заказов, сделанных этими авиакомпаниями, до девяти самолетов. Весомым фактором, обусловившим неудачную продажу самолетов, стало значительное увеличение стоимости топлива. Конкорд, очевидно, создал вокруг себя много рекламной шумихи и причинил вреда окружающей среде больше, чем любой другой гражданский лайнер, созданный до него. Но этот самолет, являющийся одним из первых плодов международного сотрудничества, стал высшим технологическим достижением.

Тип: сверхзвуковой пассажирский самолет.

Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя Олимпус 593 Mk 610 с максимальной форсажной тягой каждого из них 17259 кг (38050 фунтов).

Летные данные: крейсерская скорость для достижения оптимальной дальности на высоте 15635 м (51300 футов) 2,04 М, что соответствует 2179 км/час (1354 миль/час); практический потолок 18290 м (60000 футов); дальность полета с максимальным запасом горючего, соответствующим американским нормам летной годности FAR, и полезной нагрузкой 8845 кг (19500 фунтов) 6582 км (4090 миль); дальность при максимальной полезной нагрузке и крейсерской скорости 2,02 М с запасом горючего, соответствующим американским нормам летной годности FAR, 6228 км (3870 миль).

Веса: пустого - 78698 кг (173500 фунтов); максимальный взлетный 185066 кг (408000 фунтов).

Размеры: размах крыла 25,55 м (83 фута 10 дюймов); длина 62,10 м (203 фута 9 дюймов); высота 11,40 м (37 футов 5 дюймов); площадь крыла 358,22 кв.м (3856 кв. футов).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.