Aerospatiale Caravelle (Аэроспасьяль Каравелла)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Первый французский турбореактивный авиалайнер Каравелла (Caravelle) является также и первым в мире турбореактивным пассажирским самолетом короткой/средней дальности. Технические требования французского Министерства гражданской авиации от ноября 1951г. были направлены на разработку авиалайнера с турбинной силовой установкой, который мог бы выйти на международный рынок и конкурировать с другими самолетами этой категории. Конструкторские предложения были получены от шести национальных производителей, и конкурс выиграла фирма Сюд-Эст (Sud-Est), от которой в январе 1953г. два образца самолета были представлены в Secretariat d'Etat a l'Air. Сюд-Эст, или SNCASE, 1 марта 1957г. слилась с компанией Сюд-Ост (Sud-Ouest, или SNCASO), образовав компанию Сюд-Авиасьон (Sud-Aviation). В свою очередь впоследствии эта компания объединилась с компаниями Норд-Авиасьон (Nord-Aviation) и SEREB, образовав 1 января 1970г. Национальное промышленное общество Аэроспасьяль (Societe Nationale Industrielle Aerospatiale). В первоначальном варианте предполагалось, что самолет будет вмещать 52 пассажира. Первый образец, оснащенный двумя турбореактивными двигателями Роллс-Ройс Эйвон (Rolls-Royce Avon) RA.26 с тягой по 4536 кг (10000 фунтов), совершил первый полет 27 мая 1955г. Однако первый серийный вариант Каравелла 1 (Caravelle 1) имел фюзеляж на 1,41 м (4 фута 7,5 дюйма) длиннее и вмещал в салоне 64 пассажира. Самолет Каравелла - это цельнометаллический моноплан с нижним расположением стреловидного крыла, имеющего такие отличительные особенности, как элероны, управляемые через гидроусилители, закрылки Фаулера на задней кромке крыла и воздушные тормоза на верхней и нижней поверхностях крыла впереди закрылков. Хвостовое оперение имеет управляющие поверхности с приводом также от гидроусилителей; стабилизатор установлен на киле для того, чтобы не мешать выходу реактивной струи от двигателей, расположенных в гондолах по бокам задней части фюзеляжа. Заднее расположение двигателей имело целью, во-первых, оставить крыло "чистым" (свободным от аэродинамической интерференции), обеспечить его оптимальные несущие свойства; во-вторых, снизить шумовое окружение пассажирской кабины. Шасси - гидравлически убирающееся, трехопорного типа с двухколесной передней опорой и четырехколесной тележкой на основных опорах. Силовая установка Каравеллы I (построено 19 машин) состоит из двух двигателей Эйвон RA.29 Mk 522 с тягой по 4763 кг (10500 фунтов), но последовавшая затем Каравелла IА (13 машин) имела двигатель RA.29/1 Mk 526. Следующие 78 самолетов Каравелла III отличались тем, что имели двигатели RA.29/3 с тягой по 5307 кг (11700 фунтов). Все самолеты Каравелла за исключением одного Mk I и все 13 машин Mk IA были преобразованы в стандарт Mk III. Затем последовала серия Каравелла VI (Caravelle VI), варианты VI-N (53 машины) и VI-R (56 машин) которой отличались следующим: VI-N имел два турбореактивных двигателя RA.29/6 Mk 531 с тягой 5534 кг (12200 фунтов), а VI-R - двигатели 532R или Mk 533R с тягой 5715 кг (12600 фунтов) и реверсом тяги для уменьшения пробега при посадке. Другими улучшениями были более энергоемкие тормоза колес и интерцепторы для гашения подъемной силы. Следующим вариантом самолета, взлетевшим 3 марта 1964г., была Супер Каравелла (построено 22 машины). Ряд аэродинамических улучшений включал в себя наплыв на передней кромке, примыкающей к корню крыла, применение двухщелевых закрылков, отклоняемых более чем на 10о, установка обтекателя на пересечении руля направления и руля высоты, а также увеличение на 1,4 м (4 фута 7 дюймов) размаха стабилизатора. Другие усовершенствования включали установку турбовентиляторных двигателей Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) JT8D-7 с тягой 6350 кг (14000 фунтов); удлиненный на 1 м (3 фута 3,5 дюйма) фюзеляж для размещения 104 пассажиров в туристическом классе; вспомогательную силовую установку; обновление электрической и гидравлической систем; увеличение запаса топлива. Супер Каравелла была идентифицирована как Каравелла 10В, а последовавшая затем модель, первый экземпляр которой полетел 18 января 1965г., - как 10R (построено 20 машин). Она была основана на конструкции Каравеллы VI с двигателем JT8D-7, каскадом реверса тяги, спроектированным фирмой Сюд-Авиасьон, и модификацией конструкции для повышения вместимости грузового отсека. Компания разработала впоследствии Каравеллу 11R (Caravelle 11R) для удовлетворения требованиям повышения грузовместимости. Каравелла 11R была, таким образом, смешанным грузопассажирским вариантомс размещением 50 пассажиров в туристическом классе и грузовым отсеком объемом 66 куб. м (2331 куб. фут). Это было достигнуто за счет удлинения передней части фюзеляжа на 0,93 м (3 фута 0,6 дюйма). Кроме того, самолет имел усиленный пол салона и некоторых участков фюзеляжа, грузовую дверь размером 3,32 м на 1,84 м (10 футов 10,75 дюйма на 6 футов 0,25 дюйма) с правой стороны передней части фюзеляжа и передвижную переборку для разделения груза и пассажиров. Были построены шесть самолетов и первый из них поднялся в воздух 21 апреля 1967г. Последним из серийных самолетов Каравелла был Mk 12, переделанный из Супер Каравеллы и имевший удлиненный еще на 3,23 м (10 футов 7 дюймов) фюзеляж, вмещавший 140 пассажиров. Другие изменения включали прочностное усиление из-за возросшего веса самолета и установку турбовентиляторных двигателей Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) JT8D-9. Первый самолет полетел 29 октября 1970г.; серия из 12 машин Каравелла 12 довела общее число выпущенных самолетов до 280, включая опытные образцы. На вершине своего применения самолеты Каравелла обслуживали 35 воздушных линий. Некоторое количество самолетов еще оставалось в эксплуатации в конце 80-х гг., и небольшая группа продолжала использоваться в ВВС Франции в грузовом варианте.

Тип: коротко/ среднерейсовый пассажирский самолет.

Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) JT8D-9 с тягой 6577 кг (14500 фунтов).

Летные данные: максимальная крейсерская скорость при взлетной массе 50000 кг (110231 фунт) на высоте 7620 м (25000 футов) 825 км/час (513 миль/час); дальность полета с максимальным запасом топлива 11240 км (7030 миль); дальность полета с 11240 кг (24780 фунтами) коммерческой нагрузки 4040 км (2510 миль); дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 13200 кг (29101 фунт) и без резерва топлива 3465 км (2153 мили).

Веса: пустого - 29500 кг (65036 фунтов); максимальный взлетный 58000 кг (127868 фунтов).

Размеры: размах крыла 34,29 м (112 футов 6 дюймов); длина самолета 36,23 м (118 футов 10,5 дюйма); высота 9,02 м (29 футов 7 дюймов); площадь крыла 146,70 кв. м (1579,1 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.