|
|
|
Известный как лучший дневной бомбардировщик времен Первой мировой войны, самолет Эйрко (Airco) D.H.4 сначала имел более мощные двигатели Бердмор (Beardmore). Ничего особенного в этих двигателях не было, за исключением того, что искусство Фрэнка Хелфорда позволяло ему каким-то чудом "выжимать" из двигателя 119 кВт (160 л.с.), хотя его мощность оценивалась всего в 89 кВт (120 л.с.). Планер этого самолета был обычным двухотсечным бипланом деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Передняя часть фюзеляжа была усилена за счет обшивки из клееной фанеры. Хвостовое оперение с подкосами имело переставной стабилизатор, позволявший пилоту выравнивать самолет во время полета, а шасси вместо костыля имело хвостовое колесо. В фюзеляже размещались две открытых кабины. В период завершения проектирования модели D.H.4 появился новый двигатель. Он был сконструирован и построен в результате объединения усилий сэра Вильяма Бердмора, Фрэнка Хелфорда и Т.К.Пуллингера и получил обозначение B.H.P. Прототип этого двигателя, имевший мощность 172 кВт (230 л.с.), был установлен на прототипе D.H.4, но до серийного производства доведен не был. Однако появилась альтернативная силовая установка Роллс-Ройс (Rolls-Royce) мощностью 186 кВт (250 л.с.). Этот двигатель стал известен под названием Игл (Eagle). Самолеты D.H.4, оснащенные Игл VIII мощностью 280 кВт (375 л.с.), превосходили в летных характеристиках даже большинство истребителей своего времени. В начале 1917г. самолеты D.H.4 поступили в 55-ю авиационную эскадрилью Великобритании, а к концу весны 1918г. они уже эксплуатировались не менее чем в девяти эскадрильях британской авиации и тринадцати американских эскадрильях. Самолеты этого типа также использовались Королевской морской воздушной службой (объединившейся после 1 апреля 1918г. с авиацией Сухопутных войск Великобритании, после чего образовались ВВС Великобритании) для берегового патрулирования, а также для формирования местных оборонительных эскадрилий. Великолепные летные характеристики приводили к тому, что самолеты D.Н.4 обычно получали самые важные задания, участвуя, например, в потоплении немецкой подводной лодки или атаке на дамбу в Зеебрюгге. Подобные события составили красочную картину боевой истории этих аэропланов. Один из D.Н.4, пилотируемый майором Е. Кадбури со стрелком капитаном Р. Леки, 5 августа 1918г. уничтожил дирижабль Цеппелин L70, которым гордилась Имперская морская служба Германии. D.H.4 являлся наиболее мощным и превосходил любой другой самолет своего класса. Однако основная его слабость заключалась в отсутствии сообщения между пилотом и стрелком из-за большого расстояния между кабинами, это приводило к тому, что самолет становился уязвимым при перехвате его вражеским истребителем и вынужденном вступлении в бой. Кроме Роллс-Ройс III, IV и Игл, на самолет устанавливались двигатели R.A.F.3a мощностью 149 кВт (200 л.с.), Сиддли Пума (Siddeley Puma) мощностью 172 кВт (230 л.с.) и двигатель Фиат (Fiat) мощностью 194 кВт (260 л.с.). Экспериментально устанавливались двигатели: Рено (Renault) 12Fe мощностью 224 кВт (300 л.с.), Армстронг Сиддли Ягуар (Armstrong Siddeley Jaguar) I мощностью 239 кВт (320 л.с.), Роллс-Ройс (Rolls-Royce) "G" мощностью 263 кВт (353 л.с.), Санбим Матабел (Sunbeam Matabele) мощностью 298 кВт (400 л.с.) и двигатель с нагнетателем Рикардо-Халфорд (Ricardo-Halford). Вооружение стандартных самолетов D.H.4 состояло из пулемета Виккерc (Vickers), снабженного синхронизатором Константинеско. Стрелок-наблюдатель имел один или два пулемета Льюис (Lewis), установленных на кольце Скарффа (Scarff). Подфюзеляжные и подкрыльные бомбодержатели были рассчитаны на максимальную бомбовую нагрузку в 209 кг (460 фунтов). Самолет, построенный авиакомпанией Вестленд Эйркрафт (Westland Aircraft), имел спаренные пулеметы Виккерc (Vickers) для пилота, а задние пулеметы Льюис устанавливались на круговой турели. Два экземпляра D.H.4 были переделаны для установки скорострельных пушек Ковентри Орднэнс Веркс (Coventry Ordnance Works) (C.O.W.), стрелявших снарядами массой 0,68 кг (1,5 фунта). Установленная для стрельбы почти вертикально вверх, эта пушка предназначалась для атак немецких дирижаблей. Бомбардировщик D.H.4 также примечателен тем, что он являлся единственным британским самолетом, производившимся в больших количествах в США под обозначением DH-4. К концу Первой мировой войны компаниями Дайтон-Райт Эйрплэйн Компани (The Dayton-Wright Airplane Company), Фишер Боди Корпорэйшн (The Fisher Body Corporation) и Стандарт Эйркрафт Корпорэйшн (Standard Aircraft Corporation) было построено 3227 самолетов DH-4 с двигателями Либерти (Liberty). Самолеты D.H.4 использовались еще долгое время после 1918г. Оставшиеся военные экземпляры перешли в ВВС Бельгии, Греции, Японии и Испании, а построенные в Америке самолеты продолжали служить в Военно-воздушном корпусе Соединенных Штатов и во многих странах Латинской Америки. Два самолета DH-4B использовались для экспериментов по дозаправке в воздухе. D.H.4 не ограничивался военным использованием в первые мирные годы. В Великобритании он стал первым самолетом, который применялся авиакомпанией Эйркрафт Транспорт энд Трэвел Лтд в качестве гражданского транспортного авиалайнера для перелетов через пролив Ла-Манш на маршрутах между Лондоном и Парижем. Он также использовался компанией Хэндли Пейдж Транспорт Лтд и бельгийской авиакомпанией SNETA. В США некоторое количество этих самолетов, приобретенных в 1919г. Почтовым отделением Соединенных Штатов и переделанных в почтовые, продолжали эксплуатироваться до 1927г. Канада получила 12 самолетов в качестве "имперского подарка" от Британии и использовала их для обнаружения лесных пожаров. Этот самолет подчеркивает выдающийся талант конструктора Джеффри Де Хэвилленда. После этой модели последовал ряд неординарных разработок, включая те, что появились в компании Де Хэвилленд Эйркрафт Компани (de Havilland Aircraft Company), основанной им в начале 1920г.
ВАРИАНТЫ Эйрко D.H.4A: обозначение британского послевоенного гражданского варианта самолета с закрытой двухместной пассажирской кабиной, которая была переделана из задней кабины пилота. DH-4A: обозначение построенных в Америке версий, имевших измененную топливную систему большего объема. DH-4B/-4C/-4L/-4M/-4Amb/-4Ard: полные обозначения, охватывающие большое количество послевоенных вариантов, построенных в США; например, варианты самолета DH-4B включали в себя модели DH-4B, DH-4B-1, DH-4BD и т. д. Всего было построено около 60 вариантов, многие из них являлись экспериментальными. Эйрко D.H.4R: обозначение единственного гоночного варианта. Изменения заключались в уменьшении размаха нижних крыльев и в установке рядного поршневого двигателя Нэйпиер Лайон (Napier Lion) мощностью 336 кВт (450 л.с.). Максимальная скорость 241 км/час (150 миль/час), масса пустого самолета 1129 кг (2490 фунтов), максимальная взлетная масса 1447 кг (3191 фунт) и длина 8,36 м (27 футов 5 дюймов). |
|
|
|
Тип: двухместный дневной бомбардировщик.
Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Роллс-Ройс Игл (Rolls-Royce Eagle) VIII мощностью 280 кВт (375 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость 230 км/час (143 миль/час); время подъема на высоту 1830 м (6000 футов) 4 минуты 50 секунд; практический потолок 6705 м (22000 футов); максимальная продолжительность полета 3 часа 45 минут.
Веса: пустого - 1083 кг (2387 фунтов); максимальный взлетный 1575 кг (3472 фунтов).
Размеры: размах крыльев 12,92 м (42 фута 4,5 дюйма); длина 9,35 м (30 футов 8 дюймов); высота 3,35 м (11 футов); площадь крыла 40,32 кв. м (434 кв. фута).
Вооружение: вариант Сухопутных войск Великобритании: один передний пулемет Виккерс калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), один или два пулемета Льюис (Lewis) калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) в задней кабине и бомбовая нагрузка 209 кг (460 фунтов) на подфюзеляжных и подкрыльевых бомбодержателях; вариант авиации ВМС Великобритании: два передних пулемета Виккерс калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), один или два пулемета Льюис того же калибра в задней кабине и бомбовая нагрузка, как в предыдущем варианте; вариант DH-4 американского производства: один передний и один задний пулеметы Мерлин (Marlin) калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) или вооружение аналогично британским версиям.
|
|