Airspeed AS.10 Oxford (Эйрспид AS.10 Оксфорд)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В 1936 г. компании Эйрспид (Airspeed), основанной в 1931г., представилась возможность подать предложение по техническому заданию Министерства авиации Великобритании на двухмоторный тренировочный самолет. Проект компании Эйрспид основывался на удачном самолете AS.6 Инвой (Envoy), около 24 экземпляров которого уже находились в эксплуатации и имели надежную репутацию. Возможно, это и подтолкнуло Министерство авиации к принятию решения о заказе первой партии из 136 самолетов AS.10. Опытный экземпляр AS.10, к тому времени носивший имя Оксфорд, совершил свой первый полет 19 июня 1937г., а в ноябре того же года начались договорные поставки. Четыре из первых шести самолетов были поставлены в Центральную летную школу ВВС Великобритании, а остальные два в летную тренировочную школу №11. Этот самолет имел деревянную конструкцию, убирающееся шасси с хвостовым колесом и планер, похожий по габаритным размерам и конфигурации на самолет AS.6 Инвой. Отличия заключались в силовой установке, внутренней компоновке и (у самолета Оксфорд I) в наличии оружейной турели Армстронг Уитворф с одним пулеметом для обучения стрелка. Самолет Оксфорд производился в больших количествах и перед началом Второй мировой войны широко использовался в программе подготовки пилотов. В стандартной компоновке самолет был трехместным, наряду с местами для обучающегося и пилота-инструктора в самолете имелись позиции для обучения стрелка,бомбардира, фотографа, штурмана и радиста. На серийных самолетах Оксфорд применялась дублированная система управления, что делало их пригодными для использования в качестве учебно-тренировочного самолета. Когда убирался комплект управления второго пилота, то на освободившемся месте мог разместиться в положении лежа оператор бомбометания (бомбардир) - учебные дымовые бомбы находились в специальной нише в центроплане или можно было откатить назад кресло второго пилота и поднять прикрепленный с помощью петель к борту фюзеляжа чертежный столик для тренировки штурманов. Повернутое назад кресло позади места второго пилота предназначалось для радиста; а в модели Оксфорд I была установлена турель для тренировки бортстрелков. Кроме того, самолет имел светонепроницаемый колпак для обучения полетам по приборам. Самолеты вариантов Mk I (общего назначения и для тренировки бомбардиров и стрелков) и MK II (для тренировки пилотов, радистов и штурманов) были оснащены звездообразными двигателями Армстронг Сиддли Чита (Armstrong Siddeley Cheetah) X мощностью 280 кВт (375 л.с.) с воздушными винтами фиксированного шага. Самолет Mk V был оснащен двумя звездообразными двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) R-985-AN6 мощностью 336 кВт (450 л.с.) с винтами изменяемого шага. Единственный построенный экземпляр самолета Оксфорд Mk III имел два звездообразных двигателя Чита XV мощностью 318 кВт (425 л.с.) с винтами изменяемого шага Ротол (Rotol). Модель Mk IV построена не была. Один экземпляр самолета Mk II был в качестве эксперимента оборудован двумя рядными двигателями Хэвилленд Джипси Квин (Havilland Gipsy Queen) мощностью 186 кВт (250 л.с.). Среди необычных вариантов была ранняя модель Оксфорд I, оборудованная специальным шасси Макларен (McLaren), основные стойки которого могли смещаться на определенный угол в зависимости от силы бокового ветра, как при взлете, так и при посадке. Еще на одном самолете было специально установлено разнесенное вертикальное оперение для проведения серии испытаний по выведению самолета из штопора. Всего компанией Эйрспид было произведено 4411 самолетов в Портсмуте (Хантс) и 550 в Кристчерче (Хантс). Кроме того, эти самолеты производили такие компании, как Де Хэвилленд (de Havilland) в Хэтфилде (1515 машин), Персиваль Эйркрафт (Persival Aircraft) в Лютоне (1360 машин) и Стандарт Моторс (Standart Motors) в Ковентри (750 машин). Общее число построенных самолетов Оксфорд составило 8586 экземпляров. Компания Эйрспид построила последний экземпляр самолета в июле 1945г., и они продолжали использоваться ВВС Великобритании в Высшей летной тренировочной школе до 1954г. Многие самолеты AS.10 Оксфорд после войны были переданы в Военно-воздушные силы Дании.

Тип: трехместный тренировочный самолет общего назначения.

Силовая установка: (Mk V) два звездообразных поршневых двигателя Пратт-Уитни R-985-AN6 Восп Юниор (Pratt & Whitney R-985-AN6 Wasp Junior) мощностью 336 кВт (450 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 1250 м (4100 футов) 325 км/час (202 миль/час); практический потолок 6400 м (21000 футов); дальность полета 1127 км (700 миль).

Веса: пустого - 2572 кг (5670 фунтов); взлетный 3269 кг (8000 фунтов).

Размеры: размах крыла 16,26 м (53 фута 4 дюйма); длина 10,52 м (34 фута 6 дюймов); высота 3,38 м (11 футов 1 дюйм); площадь крыла 32,33 кв.м (348 кв.футов).

Вооружение: (только у модели Оксфорд I) один пулемет калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) в надфюзеляжной турели.

 


Copyright © Fedoroff Corp.