|
|
|
Авро 683 Ланкастер (Аvro 683 Lancaster) был лучшим британским тяжелым бомбардировщиком Второй мировой войны. Существует мнение, что он был едва ли не лучшим тяжелым бомбардировщиком из находящихся на вооружении обеих воюющих сторон. Это может показаться удивительным, если вспомнить, что его прототипом послужил неудачный двухмоторный самолет Манчестер. Но вряд ли Ланкастер был только четырехмоторной версией этой машины. Опытный образец Ланкастера представлял собой переоборудованный планер самолета Манчестер (Manchester) с расширенным центропланом и четырьмя двигателями Роллс-Ройс Мерлин (Rolls-Royce Merlin) X мощностью 854 кВт (1145 л.с.). Первоначально этот опытный образец сохранял трехкилевое вертикальное оперение Манчестера, однако позднее его модифицировали в двухкилевое, которое и стало стандартом в производстве Ланкастеров. Прототип совершил первый полет 9 января 1941г. Второй образец, с некоторыми изменениями и двигателями Мерлин XX, поднялся в воздух 13 мая 1941г. Новый бомбардировщик был высоко оценен, и вскоре поступили крупные заказы на его производство. Темпы производства в военное время были таковы, что первый серийный Ланкастер совершил полет уже в октябре 1941г. Несколько частично собранных корпусов Манчестеров в процессе сборки были переоборудованы и выпущены как Ланкастеры I (в 1942г. их переименовали в Ланкастер В.1). Первый контракт Авро был заключен на 1070 самолетов, но вскоре последовали и другие заказы. Когда стало очевидно, что производственные мощности головной компании в Чаддертоне и Йедоне с заказами не справляются, подряд на постройку самолетов взяли и другие компании: Армстронг Уитуорт (Armstrong Whitworth) в Ковентри, Остин Моррис (Austin Morris) в Бирмингеме, Метрополитэн Виккерс (Metropolitan Vickers) в Манчестере и Виккерс-Армстронг (Vickers-Armstrong) в Честере и Касл Бромвиче. Вскоре Ланкастерами стали заменять Манчестеры, а возросшим объемам их производства начала угрожать нехватка двигателей Мерлин. Проблема была решена лицензионным производством двигателей фирмой Паккард (Packard) в США не только для Ланкастеров, но и для других самолетов. Дополнительно использовались двигатели Бристоль Геркулес (Bristol Hercules) VI мощностью 1294 кВт (1735 л.с.) или звездообразные двигатели XVI. Первый образец Ланкастер II поднялся в воздух 26 ноября 1941г., и результаты были настолько успешны, что он немедленно был запущен в производство компанией Армстронг Уитуорт в Ковентри. Самолеты Ланкастер II из первой серийной партии с двигателями Геркулес были отправлены в 61-ю эскадрилью в Сестон (Ноттингем), которая провела летные испытания этой модели. Постепенно Ланкастер В.II стал поступать на вооружение других эскадрилий, но модели Мк II не суждено было достигнуть успеха Ланкастера с двигателями Мерлин: она не могла летать на такой большой высоте, не обладала такой скоростью и имела бомбовую нагрузку на 1814 кг (4000 фунтов) меньше. Производство прекратилось после выпуска 301 самолета. А в это время Ланкастеры с моторами Мерлин становились все более и более мощными. Двигатели опытного образца в серийных самолетах были заменены на Мерлин XX и XXII мощностью 954 кВт (1280 л.с.) и Мерлин XXVI мощностью 1208 кВт (1620 л.с.). Первоначальные предложения об установке подфюзеляжной турели были отвергнуты, и Ланкастер В.I был оснащен тремя турелями с гидравлическим управлением фирмы Фрейзер-Нэш (Frazer-Nash) с восемью пулеметами Браунинг (Browning) калибра 7,7 мм (0,303 дюйма): по два в носовой и верхней средней надфюзеляжной турелях и четыре - в хвостовой. Бомбовый отсек был постепенно увеличен для размещения все более и более тяжелых бомб: 3629 и 5443 кг (8000 и 12000 фунтов) и, в конце концов, для громадной "Гранд Слэм" (Grand Slam) весом в 9979 кг (22000 фунтов) - самой тяжелой бомбы Второй мировой войны. Как только фирмой Паккард был налажен выпуск двигателей Мерлин, появились Ланкастеры В.III, оснащенные ими. Внешне В.III отличался только увеличенным фонарем кабины бомбардира в носовой части. Для наращивания производства в 1942г. была выбрана канадская компания Виктори Эйркрафт (Victory Aircraft), которая приступила к выпуску Ланкастеров под обозначением Ланкастер В.X. С августа 1943г. Ланкастеры, оснащенные двигателями компании Паккард, переправлялись по воздуху через Атлантику и по прибытии оснащались вооружением; всего было построено 430 самолетов. Необходимо упомянуть о Ланкастерах В.VI, в которых предполагалось использовать двигатели Мерлин марок 85 и 87 мощностью 1219 кВт (1635 л.с.). Девять планеров были переоборудованы фирмой Роллс-Ройс для проведения сравнительных испытаний. В 635-й летной эскадрилье они использовались как самолеты наведения. Носовая и верхняя турели были сняты и установлены усовершенствованная сероводородная РЛС для прицельного бомбометания и впервые появившаяся аппаратура радиопротиводействия. Однако, несмотря на то, что летные данные этих самолетов превосходили характеристики предыдущих марок, серийно они не выпускались. Последний серийный вариант Ланкастера - Ланкастер В.VII имел вместо обычной турели Фрейзер-Нэш верхнюю турель Америкэн Мартин (American Martin) с двумя пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) (новая турель была размещена ближе к носу). Хотя в разное время строились и другие модели, Ланкастер В.I (В.I - с 1942г.) серийно производился в течение всей войны, а последний самолет был поставлен компанией Армстронг Уитуорт 6 февраля 1946 года. Общее производство составило: два опытных образца I модели, 3425 серийных самолетов I модели, 301 - II модели, 3039 - III модели, 180 - VII модели и 430 - X модели. Общее число самолетов - 7377. Из них 3673 были построены компанией Авро, 1329 - Армстронг Уитуорт, 330 - Остин Моторс, 1080 - Метрополитэн Виккерс, 535 - Виккерс-Армстронг и 430 - Виктори Эйркрафт. Эскадрильи по меньшей мере 59 бомбардировочных соединений были укомплектованы Ланкастерами. За время войны они совершили свыше 156000 боевых вылетов и сбросили 618350 тонн фугасных бомб и более 51 млн зажигательных. Ряд Ланкастеров использовался для доставки домой военнопленных из Европы, другие самолеты были переделаны для испытательных полетов. Некоторое количество самолетов было поставлено Военно-морскому флоту Франции, несколько переоборудовано под гражданские нужды в качестве транспортных самолетов. Они имели более обтекаемые носовую и хвостовую части и назывались Ланкастриан (Lancastrian). В транспортном самолете Авро Йорк (Avro York) использованы крылья и двигатели Ланкастера, двойные концевые шайбы, а также центральный киль. |
|
|
|
Тип: семиместный тяжелый бомбардировщик.
Силовая установка: (Модель I) четыре рядных поршневых двигателя Роллс-Ройс Мерлин 24 мощностью 1223 кВт (1640 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 3505 м (11500 футов) 462 км/час (287 миль/час), крейсерская скорость 338 км/час (210 миль/час), практический потолок 7468 м (24500 футов), дальность полета с бомбовой нагрузкой 3175 кг (7000 фунтов) 4072 км (2530 миль).
Веса: пустого - 16738 кг (36900 фунтов), максимальный взлетный 31751 кг (70000 фунтов).
Размеры: размах крыла 31,09 м (102 фута), длина 21,18 м (69 футов 6 дюймов), высота 6,1 м (20 футов), площадь крыла 120,49 кв. м (1297 кв. футов).
Вооружение: восемь пулеметов калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) (по два в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре в хвостовой); бомбовая нагрузка, включающая одну 9979-кг (22000 фунтов) бомбу или до 6350 кг (14000 фунтов) бомб меньшего размера.
|
|