Avro 696 Shackleton (Авро 696 Шеклтон)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Авро 694 Линкольн (Avro 694 Lincoln) создавался как улучшенный вариант Ланкастера (Lancaster) для участия в тихоокеанских кампаниях Второй мировой войны. Его положительными сторонами были улучшенные летные данные, возросшая дальность полета и более тяжелое вооружение. С двигателями Мерлин (Merlin) компании Роллс-Ройс (Rolls-Royce) он должен был быть обозначен как Ланкастер IV, с двигателями Мерлин фирмы Паккард (Packard) - как Ланкастер V. Впоследствии было решено, что такая маркировка слишком запутана, и вместо этого были приняты обозначения Линкольн 1 и 2. Позднее, когда Великобритания ощутила острую потребность в новом самолете для нужд морской авиации, было решено разработать модель Линкольн 3. Однако серьезные переделки Линкольна неизбежно привели к новому названию океанского самолета большой дальности - Шеклтон. Авро 696 Шеклтон (Avro 696 Shackleton) сохранил крыло и шасси Линкольна, однако имел абсолютно новый фюзеляж, который стал короче, а также шире и выше. Горизонтальное оперение из низкорасположенного стало высокорасположенным, а характерные концевые шайбы вертикального оперения Ланкастера и Линкольна увеличились в весе, став с виду круглее и массивнее. Вместо двигателей Мерлин были установлены двигатели Роллс-Ройс Гриффон (Griffon) с трехлопастными соосными винтами. Новый фюзеляж обеспечивал размещение экипажа из 10 человек, двух пушек калибра 20 мм в надфюзеляжной турели и двух пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) в хвостовой части. Кроме того, он мог нести обычные или глубинные бомбы внутри большого бомбового отсека. Обозначенный Шеклтон GR.1 (позднее Шеклтон MR.1), этот самолет совершил первый полет 9 марта 1949г. Первая серийная машина поднялась в воздух 24 октября 1950г., а в феврале 1951г. самолеты начали поступать на вооружение. Силовая установка MR.1 состояла из внутреннего двигателя Грифон 57А и внешнего двигателя Грифон 57. Вторая серийная партия Шеклтонов была полностью оснащена двигателями Грифон 57А, в результате чего увеличилась гондола внешнего двигателя, а название было изменено на Шеклтон MR.1A. Для устранения недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации MR.1, была разработана модель Шеклтон MR.2. Для нее сконструировали абсолютно новую обтекаемую носовую часть со спаренной 20-мм пушкой, расположенной над местом бомбардира. Вместо обтекателя антенны РЛС в нижней передней части Шеклтон получил наполовину убирающийся обтекатель в подфюзеляжной пушечной турели, что обеспечило обзор в 360 градусов. Кроме того, был убран задний пулемет и прозрачный хвостовой обтекатель, а неубирающаяся одноколесная хвостовая опора была заменена на убирающуюся двухколесную. Последний серийный вариант Шеклтон MR.3 разрабатывался с тем, чтобы улучшить общие характеристики самолета - была изменена конфигурация крыла, усовершенствованы элероны и установлены концевые крыльевые топливные баки. Не был забыт и экипаж - MR.3 имел кабину с хорошим обзором и звуконепроницаемую кабину для второго экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение общего веса привело к использованию убирающегося трехопорного шасси с носовой стойкой и двойными колесами. Отсутствие надфюзеляжной турели - другое заметное изменение внешнего вида самолета, а наличие узлов подвески под крыльями давало возможность нести реактивные снаряды. Восемь из 42 серийных MR.3 были поставлены южноафриканским ВВС. После завершения производства в середине 1960-х годов Шеклтон был еще раз усовершенствован. Повышение прочности конструкции позволило увеличить запас топлива и установить два небольших турбореактивных двигателя Роллс-Ройс Вайпер (Viper) 203 тягой 1134 кг (2500 фунтов). Расположенные во внешних гондолах крыла, они обеспечивали дополнительную тягу во время взлета и набора высоты при максимальной загрузке. Все ранние модификации Шеклтона заменили в эксплуатации самолет Нимрод (Nimrod) MR.1/2 компании Бритиш Аэроспейс (British Aerospace), а последним вариантом этого самолета-ветерана стал Шеклтон AEW.2. Его разработали в 1971г. в компании Бритиш Аэроспейс в качестве альтернативы самолету Ганнет (Gannet) AEW.3 компании Фейри/Вестленд (Fairey/Westland). Было поставлено 12 самолетов. Полувыдвижной подфюзеляжный обтекатель антенны РЛС был заменен на неподвижный выпуклый обтекатель, расположенный перед бомбовым отсеком и вмещающий поисковую РЛС АРS-20, которая использовалась на Ганнет. Другие внешние изменения состояли в большем разнообразии антенн. Самолеты находились на вооружении 8-й эскадрильи ВВС Великобритании и обеспечивали поддержку подводных лодок, осуществляя функцию раннего обнаружения противника. С 1991г. началась замена их на самолет раннего обнаружения Боинг E-3D Сентри AEW. Мk 1 (Boeing E-3D Sentry AEW. Mk 1).

ВАРИАНТЫ
Шеклтон MR.1: один или несколько самолетов, оборудованных для проведения экспериментов с аппаратурой MAD по магнитному обнаружению глубоководных подводных лодок. Шеклтон MR.2C: обозначение, присвоенное нескольким самолетам MR.2, оснащенным навигационным оборудованием и вооружением самолетов MR.3. Шеклтон MR.4: обозначение варианта, оставшегося в стадии проектирования, который предполагалось оснастить четырьмя комбинированными газотурбо-дизельными двигателями Нэйпиер Номад (Napier Nomad) Е.145. Шеклтон Т.Mk 4: обозначение самолета Mk 1, переоборудованного для подготовки штурманов в училище морской разведки.

Тип: морской разведывательный/ противокорабельный самолет.

Силовая установка: четыре рядных поршневых двигателя Роллс-Ройс Гриффон 57А мощностью 1831 кВт (2455 л.с.) (MR.3 имел дополнительно два двигателя Вайпер). <strong>Веса: </strong> пустого - 26218 кг (57800 фунтов); максимальный взлетный 44452 кг (98000 фунтов). <strong>Размеры: </strong> размах крыла 36,52 м (119 футов 10 дюймов); длина 28,19 м (92 фута 6 дюймов); высота 7,11 м (23 фута 4 дюйма); площадь крыла 132,01 кв.м (1421 кв. фут). <strong>Вооружение: </strong> две пушки калибра 20 мм в носовой части и до 4536 кг (10000 футов) боеприпасов в подфюзеляжном отсеке.

Летные данные:

Веса: пустого - 26218 кг (57800 фунтов); максимальный взлетный 44452 кг (98000 фунтов). <strong>Размеры: </strong> размах крыла 36,52 м (119 футов 10 дюймов); длина 28,19 м (92 фута 6 дюймов); высота 7,11 м (23 фута 4 дюйма); площадь крыла 132,01 кв.м (1421 кв. фут). <strong>Вооружение: </strong> две пушки калибра 20 мм в носовой части и до 4536 кг (10000 футов) боеприпасов в подфюзеляжном отсеке.

Размеры: размах крыла 36,52 м (119 футов 10 дюймов); длина 28,19 м (92 фута 6 дюймов); высота 7,11 м (23 фута 4 дюйма); площадь крыла 132,01 кв.м (1421 кв. фут). <strong>Вооружение: </strong> две пушки калибра 20 мм в носовой части и до 4536 кг (10000 футов) боеприпасов в подфюзеляжном отсеке.

Вооружение: две пушки калибра 20 мм в носовой части и до 4536 кг (10000 футов) боеприпасов в подфюзеляжном отсеке.

 


Copyright © Fedoroff Corp.