Bell Model (Белл Модель) 47

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Фирма Белл (Bell) 8 декабря 1945г. выпустила в полет опытный вертолет Белл Модель (Bell Model) 47. 8 марта 1946г. эта машина первым из гражданских вертолетов в мире получила утвержденный типовой сертификат. Вертолет оставался в серийном производстве до 1973г. и также производился по лицензии итальянской фирмой Агуста (Agusta) с 1954 по 1976гг. В 1947г. ВВС США получили 28 усовершенствованных вертолетов Модель 47A, оснащенных поршневым двигателем Франклин (Franklin) O-335-1 мощностью 117 кВт (157 л. с.), для эксплуатационной оценки. Первый заказ для Армии США был выполнен в 1948г., когда 65 вертолетов были приняты под обозначением H-13B, позднее им дали прозвище Сиу. Затем последовали двухместные вертолеты H-13D с лыжным шасси, возможностью нести снаружи носилки и с двигателем Франклин O-335-5 и трехместные вертолеты с двойным управлением H-13E. Вертолеты H-13G отличались маленьким рулем высоты, а вертолеты H-13H были оснащены двигателем Лайкомин VO-435 мощностью 186 кВт (250 л.с.). Два вертолета H-13J с двигателем Лайкомин VO-435 мощностью 179 кВт (240 л.с.) были приобретены для президента США. Два вертолета H-13К были изменены с целью испытаний с увеличенным диаметром несущего винта и двигателем Франклин 6VS-335 мощностью 168 кВт (225 л.с.). Позже были приобретены трехместные вертолеты OH-13S и двухместные вертолеты TH-13T для учебно-тренировочных полетов по приборам. Приобретения флота США начались с 12 вертолетов HTL-2 и 9 вертолетов HTL-3, первыми основными вариантами были вертолеты HTL-4 и HTL-5 с двигателем O-335-5. Учебно-тренировочный HTL-6 был оснащен маленьким подвижным рулем высоты. Вертолет HUL-1 был приобретен для службы на ледоколах, а заключительным вариантом для ВМФ США был двухместный вертолет HTL- 7 с двойным управлением для учебно-тренировочных полетов по приборам с оборудованием для всепогодных полетов. Вертолеты Модель 47 строились по лицензии фирмами Кавасаки (Kawasaki) в Японии и Вестленд (Westland) в Великобритании. Эти машины использовались в армиях более 30 стран. Существовало множество экспериментальных вариантов, двумя наиболее важными из них были Белл Модель 201 и Белл Модель 207 Сиу Скаут (Sioux Scout). Вертолет Модели 201 оснащался турбовальным двигателем Континентал (Continental) XT51-T-3 (построены по лицензии фирмой Турбомека Артусте (Turbomeca Artouste). Вертолет Модели 207 был первым вооруженным вертолетом, оснащенным поршневым двигателем с турбонагнетателем Авко Лайкомин (Avco Lycoming) TVO-435-A1A. Вертолет Сиу Скаут характеризуется переделанной кабиной с двумя креслами летчиков, расположенными тандемно, крыльями малого удлинения и сужения, содержащими дополнительное топливо и помогающими разгрузить несущий винт при поступательном горизонтальном полете, и дистанционно управляемой обтекаемой пулеметной турелью в передней части корпуса с двумя пулеметами M60 калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) и способной поворачиваться на 200 о по азимуту и отклоняться по вертикали на угол от -45 о до +15 о . В гражданские варианты входили вертолеты Модель 47B, а также сельскохозяйственный и вертолет общего назначения Модель 47B-3 с открытым размещением экипажа. Последующий вариант Модель 47D был первым вертолетом с цельноштампованным фонарем в форме "шаровидного аквариума", а на вертолете Модель 47D-1 появилась ажурная хвостовая балка. Вертолет Модель 47G объединил трехместную кабину вертолета Модель 47D-1 с двигателем Франклин мощностью 149 кВт (200 л. с.). Замена этого двигателя на двигатель Авко Лайкомин VO-435 такой же мощности привела к появлению вертолета Модель 47G-2. Двигатель VO-435 мощностью 179 кВт (240 л. с.) принес изменение в обозначении на Модель 47G-2A, а последовавший в 1963г. вертолет Модель 47G-2A-1 имел более широкую кабину, усовершенствованные лопаcти несущего винта и увеличенный запас топлива. Другими двигателями, установленными на вертолетах, были: двигатель с нагнетателем Франклин 6VS-335-A мощностью 168 кВт (225 л.с.) (Модель 47G-3); двигатель с турбонагнетателем Авко Лайкомин TVO-435 мощностью 209 кВт (280 л.с.) (47G-3B); и двигатели с нормальным всасыванием Авко Лайкомин VO-540 и VO-435 на трехместных вертолетах общего назначения Модель 47G-4 и Модель 47G-5 соответственно. Двухместный сельскохозяйственный вариант последнего из них был известен под обозначением Ag-5, а гражданский вариант транспортного вертолета класса VIP H-13J продавался под обозначением Модель 47J Рэйнджер (Ranger). Вертолет с высокими летными данными Карсон Супер (Carson Super) C-4 и ряд сельскохозяйственных вертолетов EI Томкэт (Tomcat) были разработаны компанией Континентал Коптерс Инк. (Continental Copters Inc.). Варианты некоторых вертолетов с турбовальными двигателями производились компанией Солой (Soloy) в США.

Тип: вертолет общего назначения.

Силовая установка: 6-цилиндровый поршневой двигатель c горизонтальным расположением цилиндров Авко Лайкомин VO-435-B1A мощностью 198 кВт (265 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 196 км/час (105 миль/час); крейсерская скорость на высоте 1525 м (5000 футов) 137 км/час (85 миль/час); динамический потолок 3200 м (10500 футов); дальность полета с максимальным запасом топлива 412 км (256 миль).

Веса: пустого снаряженного - 786 кг (1732 фунта); максимальный взлетный 1293 кг (2850 фунтов).

Размеры: диаметр несущего винта 11,32 м (37 футов 1,5 дюйма); диаметр хвостового винта 1,78 м (5 футов 10 дюймов); длина вертолета с вращающимися винтами 13,3 м (43 фута 7,5 дюйма); высота 2,84 м (9 футов 3,75 дюйма); ометаемая площадь несущего винта 100,61 кв. м (1083 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.