Beriev A-50 (А-50 ТАНТК им. Г.М.Бериева)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Первым российским авиационным комплексом дальнего радиолокационного дозора (РЛД) стал турбовинтовой самолет Ту-126 с радиотехническим комплексом "Лиана", включавшим мощную РЛС с антенным модулем в обтекателе-"тарелке" диаметром 11 м, установленном на пилоне над фюзеляжем. РТК "Лиана" позволял обнаруживать и сопровождать одновременно большое число воздушных целей на средних и больших высотах, но не мог работать по низколетящим целям, а его РЛС была двухкоординатной, что ограничивало возможности комплекса по наведению истребителей. Поэтому сразу после того, как Ту-126 был запущен в серийное производство в середине 60-х гг., в московском НИИ-17 (ныне - НПО "Вега-М") началась разработка нового РТК, получившего название "Шмель" и способного, в отличие от предшественника, обнаруживать и сопровождать воздушные цели на фоне земли. Трехкоординатная РЛС комплекса "Шмель" должна была определять не только азимут и удаление цели, но и высоту ее полета, что обеспечивало бы эффективное наведение истребителей.
Создание самолета-носителя РТК "Шмель" было поручено таганрогскому ОКБ им. Г.М.Бериева, практически не имевшему в начале 70-х гг. заказов по своей основной тематике - гидросамолетостроению. За основу нового комплекса РЛД был выбран средний военно-транспортный самолет Ил-76 разработки ОКБ С.В.Ильюшина, вышедший на испытания в 1971 г. Для размещения и обеспечения эффективного функционирования РТК потребовалось усовершенствовать конструкцию самолета и радикально изменить состав его бортового оборудования. Антенный модуль РЛС разместили в дисковом обтекателе диаметром около 10,5 м на двух стойках над фюзеляжем. На самолете появились дополнительное электрооборудование (источником электроэнергии для РТК стал мощный генератор
на базе авиационного двигателя АИ-24УБЭ), радиоэлектронный комплекс обороны для защиты от истребителей и ракет противника, система дозаправки топливом в полете. Новый комплекс РЛД получил название А-50. Первый полет опытного экземпляра такого самолета, еще не укомплектованного аппаратурой РТК, состоялся 19 декабря 1978 г. После завершения испытаний в 1983 г. А-50 был запущен в серийное производство, при этом окончательная сборка самолетов на основе планеров Ил-76МД, строившихся на Ташкентском АПО им. В.П.Чкалова, производилась в Таганроге. Всего было выпущено около двух десятков машин. В 1984 г. первые А-50 начали поступать в авиацию войск ПВО страны, постепенно заменяя устаревшие Ту-126.
Самолеты А-50 используются для обнаружения и опознавания воздушных объектов, определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей-перехватчиков и вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей при их боевых действиях на малых высотах. Барражируя на высоте 8-10 км, А-50 может одновременно следить за несколькими десятками целей. Дальность обнаружения самолета-истребителя на малой высоте составляет не менее 200 км, на большой высоте - более 300 км. Данные о принятых на сопровождение самолетах передаются на пульты трех операторов сопровождения, наведением на них истребителей управляют четыре штурмана наведения (всего тактический экипаж А-50 включает 11 человек). Похожими на А-50, но другими по назначению являются самолетные командно-измерительные пункты (СКИП) "976", также созданные на базе Ил-76МД и имеющие антенны в дисковом обтекателе над фюзеляжем. Пять таких самолетов используются в ЛИИ и других исследовательских организациях для управления летным экспериментом и регистрации параметров полета различных объектов авиационной и ракетной техники в ходе их испытаний.

Тип: самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения.

Силовая установка: четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КП серии 2 тягой 12000 кгс разработки Пермского
МКБ "Авиадвигатель".

Летные данные: максимальная скорость полета 785 км/ч;
скорость патрулирования 650-700 км/ч; практический потолок 10500 м; высота патрулирования 8-10 км; продолжительность патрулирования на удалении 1000 км от аэродрома базирования - 4 ч; дальность полета без дозаправки 5100 км.

Веса: пустого - 119 т;
максимальный взлетный 190 т.

Размеры: длина самолета 46,6 м; размах крыла 50,5 м; площадь крыла 300,0 м2; высота самолета 14,7 м.

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.