Bleriot (Блерио) XI

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Один из пионеров авиации француз Луи Блерио создал свою первую конструкцию Блерио V в 1906 г. Она представляла собой моноплан типа "утка". Сразу после взлета он упал, и от дальнейшей работы над ним отказались. В том же году конструктор построил самолет с тандемными крыльями Блерио VI ("Летающий дракон"), который летом 1907г. в местечке Исси-ле-Мулинекс, около Парижа, совершил несколько коротких "подскоков". Ни один из этих самолетов не достигал высоты более 12 м. После установки двигателя Антуанетт (Antoinette) мощностью 37 кВт (50 л. с.), в два раза большей, чем у предшественников, самолет был переименован в Блерио VIбис. Большим шагом вперед стал самолет Блерио VII, моноплан с тянущим винтом, за которым последовал самолет Блерио VIII с полотняной обшивкой, позже переделанный в модели Блерио VIIIbis и Блерио VIIIter c элеронами типа закрылков и концевыми элеронами соответственно. В значительной степени измененный самолет Блерио IX, имевший крылья меньшего размаха с бумажной обшивкой, фюзеляж с полотняной обшивкой и двигатель мощностью 48 кВт (65 л.с.), ни разу не поднялся в воздух. Вслед за этим был начат, но не завершен биплан с толкающими винтами Блерио X. Затем появился самолет Блерио XI, обеспечивший своему конструктору важное место в истории авиации. Его фюзеляж был сделан из ясеня и имел поддерживающие стойки и проволочные растяжки; крыло деревянной конструкции имело фланцевое крепление и могло поворачиваться, обеспечивая тем самым поперечную управляемость. Хвостовое оперение состояло из центрального руля направления и стабилизаторов с рулями высоты. Основные стойки шасси состояли из двух больших велосипедных колес, прикрепленных к двум стальным трубам, скрепленным деревянными балками. Третьей опорой шасси было колесо меньшего размера, расположенное посередине самолета на ферменной конструкции, закрепленной растяжками и расположенной внизу задней части фюзеляжа. Первый Блерио XI был построен в Нюилли (предместье Парижа) в конце 1908г. Свой первый полет он совершил 23 января 1909г. в местечке Исси-ле-Мулинекс. Самолет был оснащен двигателем R.E.P. мощностью 21 кВт (28 л. с.). Затем последовали доработки. Было убрано неэффективное вспомогательное вертикальное оперение, вместо двигателя R.E.P. установлен двигатель Анзани (Anzani) мощностью 18,7 кВт (25 л. с.), вращавший винт Шовьера (Chauviere), после чего 27 мая 1909г. полеты были возобновлены. 26 июня Блерио на своем самолете Блерио XI (mod) установил новый рекорд Европы по продолжительности полета (36 минут 55 секунд), а 13 июля выиграл приз в воздушных гонках через страну. Эти успехи привели его к решению принять участие в первом перелете через Ла-Манш с призом в 1000 фунтов стерлингов. В 4.41 утра 25 июля 1909г. Блерио взлетел с поля, расположенного около Кале, и, летя на высоте в среднем 100 м, приземлился в 5.17 на скалах около Дуврского замка. После этого он сразу стал знаменитым по обе стороны Ла-Манша. Вскоре на него обрушился поток заказов на самолеты Блерио XI. Он начал производство этих машин в большом количестве. С 1909 по 1912 гг. почти в каждом европейском авиационном состязании среди победителей был Блерио XI. На этих самолетах летало большинство ведущих европейских авиаторов. Среди них был Альфонсо Пежо, известный тем, что многократно делал петлю на аэродроме Хендон в течение 1913 и 1914гг. К концу 1913г. Блерио продал 800 самолетов (из 1294 построенных во Франции машин всех типов). Когда в июле 1914г. во Франции началась военная мобилизация, ВВС приняли на вооружение 25 самолетов Блерио XI. Две эскадрильи были укомплектованы одноместными вариантами, а четыре других использовали двухместные самолеты Блерио XI-2, имевшие двигатели Гном (Gnome) мощностью 52 кВт (70 л.с.) и крылья с увеличенной площадью. Самолеты Блерио могли вооружаться гранатами или дротиками. До этого первое боевое использование Блерио XI было осуществлено итальянскими подразделениями против турок на Киренаике и в Ливии в 1911 и 1912гг. Перед началом Первой мировой войны Королевские ВВС и ВМС Британии получили большое количество самолетов Блерио, а к ее началу 5 эскадрилий имели Блерио XI. Кроме импорта этих самолетов из Франции, Англия и Италия сами произвели по лицензии 104 одноместных и 70 двухместных машин. Самолет Блерио XI BG, или Блерио-Гвин, двухместный вариант с крылом, расположенным над фюзеляжем, был специально разработан для обеспечения лучшей видимости при разведке или корректировке артиллерийского огня. Другими военными вариантами модели Блерио XI были: трехместный самолет Блерио XI-3 с двигателем мощностью 89 кВт (120 л. с.); одноместный тренировочный Блерио XI E1; двухместный самолет с расположенными рядом креслами Блерио XI-2 bis, хвостовое оперение которого напоминало по конструкции хвостовое оперение немецких самолетов Таубе (Taube), и самолет Блерио XI R1 Пингвин (Bleriot XI R1 Pingouin) - наземный тренировочный самолет с обрезанными крыльями.

Тип: двухместный прогулочный, тренировочный или разведывательный моноплан.

Силовая установка: ротативный поршневой двигатель Г ном 7B мощностью 52 кВт (70 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 106 км/час (66 миль/час); максимальная продолжительность полета 3 часа 30 минут.

Веса: пустого - 349 кг (769 фунтов); максимальный взлетный 625 кг (1378 фунтов).

Размеры: размах крыла 10,25 м (33 фута 7,5 дюйма); длина 8,45 м (27 футов 8,75 дюйма); высота 2,5 м (8 футов 2,5 дюйма); площадь крыла 23 кв. м (247,58 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.