Boeing Vertol Model 114 (CH-47) (Боинг Вертол Модель 114 (CH-47)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Из заявок, поданных пятью компаниями по производству вертолетов, ВВС США выбрали вариант Боинг Вертол Модель 114, как наиболее отвечающий требованиям, предъявляемым к фронтовому мобильному вертолету. Он должен был иметь оборудование для полетов в любую погоду, нести нагрузку 1814 кг (4000 фунтов) внутри фюзеляжа или 7257 кг (16000 фунтов) на внешнем тросе, перевозить до 40 военнослужащих, иметь возможность непосредственной загрузки в хвостовой части фюзеляжа, приспособления для эвакуации раненых и перевозки любого компонента ракетной системы Мартин Мариетта Першинг (Martin Marietta Pershing). В июне 1959г. был заключен первый контракт на пять вертолетов YCH-1B. Позже они получили обозначение YCH- 47A Чинук (Chinook). Вертолет (похожий на увеличенный вариант Модели 107 - СН-46) был оснащен неубирающимся четырехопорным шасси, а с каждой стороны нижней части фюзеляжа были расположены герметизированные обтекаемые гондолы, разделенные на подотсеки. Они занимали почти три четверти длины фюзеляжа, способствуя увеличению плавучести герметизированной нижней части фюзеляжа при эксплуатации с поверхности воды. Первый аппарат YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961г., к этому времени был заключен контракт на серийный выпуск вертолетов СН-47А. Сначала они были оснащены турбовальными двигателями Лайкомин (Lycoming) Т55-L-5 мощностью 1641 кВт (2200 л. с.), а затем турбовальными двигателями T55-L-7 мощностью на валу 1976 кВт (2650 л.с.). Поставки вертолетов CH- 47A начались в декабре 1962г. С тех пор было выпущено несколько вариантов, в том числе СН-47В с более мощными турбовальными двигателями Т55-L-7C мощностью на валу 2125 кВт (2850 л. с.), с измененной конструкцией лопастей несущего винта. Первый образец поднялся в воздух в октябре 1966г., а поставки начались 10 мая 1967г. За ним последовал вариант СН-47С (Модель 234), оснащенный двумя турбовальными двигателями Т55-L-11C мощностью 2796 кВт (3750 л. с.), с усиленной трансмиссией и с большей емкостью топливных баков. Первый из таких вертолетов совершил полет 14 октября 1967г., а в начале 1968г. начались поставки серийных машин. Девять аппаратов, аналогичных варианту CН-47C, были построены для Вооруженных сил Канады под обозначением СН-147. Их поставки начались в сентябре 1974г. Этот вариант был оборудован самыми современными системами безопасности и управления полетом, максимальный вес при взлете с земли составлял 22680 кг (50000 фунтов), а при аварийном взлете с воды - 20865 кг (46000 фунтов). Во время войны во Вьетнаме было выпущено четыре экземпляра варианта АСН-47А, по внешней компоновке напоминавшего вертолет СН-47А, но оснащенного броней и вооружением из 40-мм гранатомета в носовой части, 20-мм пушки переднего огня, пулемета калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) или двух 19-зарядных ракетных контейнеров. Кроме того, в кабине могли располагаться пять стрелков, в распоряжении каждого имелся пулемет калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) или 7,62 мм (0,3 дюйма), установленный на гибкой направляющей. В соответствии с программой развития американской армии, по одному вертолету каждой модели - СН-47А, СН-47В и СН-47С - было демонтировано до основного каркаса с последующей реконструкцией для получения усовершенствованного стандарта, который стал опытным образцом СН-47D. Эти усовершенствованные вертолеты были оснащены более мощными турбовальными двигателями, трансмиссией с увеличенным передаточным числом и новым электронным оборудованием, а их конструкция подверглась многим изменениям. На них используется также вспомогательная силовая установка и тройная система крюков для подвешивания груза. После успешного завершения летных испытаний этих опытных образцов Армией США компания Боинг Вертол приступила к выполнению программы переделки вертолетов СН-47А в соответствии со стандартом СН-47D, и первый из них был поставлен в 1982г. ВВС Великобритании заказали 33 вертолета, аналогичных канадскому варианту СН-147, под обозначением Чинук НС.Mk I. Они оснащены британским оборудованием и имеют несколько специальных приспособлений. Первый аппарат был поставлен в августе 1980г., а в начале 1982г. была осуществлена поставка всех 33 машин. Начиная с 1970г. вертолеты Чинук стали выпускаться в Италии для европейских и ближневосточных заказчиков. Это произошло после приобретения компанией Эликоттери Меридионали (Elicotteri Meridionali) прав на совместное производство и сбыт у компании Боинг Вертол. В программе участвуют также Агуста (Agusta), SIAI-Маркетти (SIAI-Marchetti) и другие итальянские компании. Выпуск новых военных вертолетов Чинук компанией Боинг Вертол в настоящее время ограничен международным экспортным вариантом Модель 414 и вариантом MH-47E вертолета СН-47D для войск специального назначания с электронным оборудованием для ночных полетов на малой высоте и штангой для дозаправки топливом в воздухе. Однако в конце лета 1978г. компания объявила о разработке гражданского аналога военного вертолета Чинук, предназначенного для использования в гражданской авиации. Было запланировано два основных варианта: пассажирский, грузопассажирский (комбинированный) или грузовой гражданский дальний вертолет Модель 234LR и Модель 234UT - вариант для освоения и разработки природных ресурсов, заготовки и транспортировки леса, капитального строительства. Программа разработки Модели 234LR была начата в ноябре 1978г., после оформления контракта с компанией Бритиш Эйруэйз Г еликоптерз (British Airways Helicopters (BAH) на поставку трех таких вертолетов. Особое внимание было уделено оборудованию интерьера вертолета, чтобы компания могла относительно легко переоборудовать его из пассажирского в комбинированный или полностью грузовой вариант. Пассажирский вариант вертолета Чинук вмещает 44 пассажира, по четыре в ряду. Уровень дизайна и комфорта внутри можно сравнить с уровнем, характерным для авиалайнеров компании Боинг. Нижняя поверхность поднимающейся вверх задней части фюзеляжа имеет погрузочно-разгрузочную аппарель с гидравлическим управлением. Обычный комбинированный вариант вмещает 18 пассажиров в передней части кабины и 7258 кг (16000 фунтов) груза в задней части. Г рузовой вариант перевозит до 9072 кг (20000 фунтов) груза при его размещении внутри вертолета либо максимум 12701 кг (28000 фунтов) груза, подвешенного на одном или нескольких внешних крюках. Несущие винты приводятся в движение двумя турбовальными двигателями Авко Лайкомин (Avсo Lycoming) AL 5512 через редуктор и взаимосвязанные валы, позволяющие в случае необходимости привести в движение оба несущих винта любым из двигателей. Для обеспечения необходимой дальности полета по обеим сторонам нижней части фюзеляжа расположены большие наружные топливные баки, заключенные в обтекатели. Обтекатели служат двум целям, поскольку они также обеспечивают плавучесть, которая может гарантировать спасение вертолета при вынужденной посадке на поверхность моря, если высота штормовых волн не превышает 9,15 м (30 футов). Эксплуатация вертолета над водой круглый год требует высокого уровня всепогодных возможностей, что гарантируется наличием метеорадиолокатора, дублированной системы приборов для полетов в условиях отсутствия видимости и двойной четырехосной автоматической системы управления полетом. Вертолет оснащен противообледенительными устройствами. Лопасти несущего винта, сделанные из стекловолокна, содержат в своей конструкции алюминиевую решетку, обеспечивающую надежную защиту от ударов молнии. Спасательное оборудование включает в себя две надувных спасательных лодки, каждая из которых вмещает до 36 человек. Первый вертолет Модель 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980г.; 1 июля 1981г. началась эксплуатация этих машин.

Тип: двухвинтовой средний транспортный вертолет продольной схемы.

Силовая установка: два турбовальных двигателя Авко Лайкомин Т55-L-11A мощностью 2796 кВт (3750 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 286 км/час (178 миль/час); крейсерская скорость 257 км/час (160 миль/час); практический потолок 3290 м (10800 футов); радиус действия 185 км (115 миль).

Веса: пустого - 9736 кг (21464 фунта); максимальный взлетный 17463 кг (38500 фунтов).

Размеры: диаметр каждого несущего винта 18,29 м (60 футов); общая длина с вращающимися винтами 30,18 м (99 футов); высота 5,68 м (18 футов 7,75 дюйма); площадь, ометаемая каждым несущим винтом, 262,67 кв. м (2827,43 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.