Breguet (Бреге) 14

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Самый известный французский военный самолет двухместный биплан с тянущим винтом Бреге 14 начал свое существование в мастерских компании в Велизи-Виллакублэ летом 1916г. Он производился с марта 1917 по 1928гг. и не был списан со службы в военной авиации Франции до 1932г. Опытный самолет, получивший обозначение Бреге AV Тип XIV (Breguet AV Type XIV), совершил первый полет 21 ноября 1916г. Буквы AV ("Avant") в обозначении опытного самолета говорили о переднем расположении недавно созданного 12-цилиндрового двигателя Рено (Renault). Его угловатые крылья с полотняной обшивкой и фюзеляж имели конструкцию, изготовленную из дюраля, стали и дерева; элероны имелись как на верхнем, так и на нижнем крыле. Пилот и стрелок-наблюдатель сидели в открытых тандемных кабинах. Самолет имел прочное шасси с общей осью и был оснащен надежным двигателем Рено с прямоугольным лобовым радиатором. 6 марта 1917г. был сделан заказ на 150 разведчиков. К концу года количество заказов составило 2650 экземпляров; этот тип производился в вариантах бомбардировщика и разведчика компанией Бреге и пятью компаниями, получившими лицензию. Разведывательный вариант Bre.14 A.2 был оборудован камерой, радиопередатчиком и подвесками для четырех легких бомб. Опытный экземпляр бомбардировщика, совершивший испытательный полет весной 1917г., имел элероны и закрылки на нижнем крыле и увеличенный размах крыльев по сравнению с моделью А.2. Прозрачные панели имелись по бокам кабины наблюдателя; секции передней кромки нижнего крыла по бокам фюзеляжа немного выступали вперед для размещения бомбовых стоек Мичелин (Michelin), которые в этом случае не мешали функционированию закрылков. Оба варианта имели скользящие панели в полу обеих кабин, что позволяло вести наблюдение за поверхностью земли. Самолеты Bre.14 B.2 совершили много впечатляющих дневных рейдов в боевом строю в глубокий тыл немцев. В 1918г. в попытке улучшить поперечное управление у них появились элероны с роговой компенсацией. В то же время был увеличен размах нижнего крыла у самолета Bre.14 A.2 (у варианта Bre.14 B.2 - уменьшен) и исправлена форма его законцовок. С нижнего крыла самолета Bre.14 B.2 исчезли закрылки, таким образом отпала необходимость в имевшихся первоначально выступах передней кромки крыла для установки бомбовых стоек Мичелин, которые в конечном итоге были заменены на стойки улучшенной конструкции. Двигатель Рено 12F был доработан и стал развивать мощность 224 кВт (300 л. с.); тем не менее было испытано множество альтернативных силовых установок. Среди них были такие двигатели, как Рено 12К мощностью 298 кВт (400 л. с.), Фиат (Fiat) A.12bis мощностью 224 кВт (300 л.с.) и Либерти (Liberty) мощностью 298 кВт (400 л. с.). Планы постройки множества самолетов Бреге 14 с двигателями Фиат и Либерти для военной службы были отменены в 1919г. из-за окончания войны. В то время самолеты Бреге 14 В.2 стояли на вооружении 15 эскадрилий 1-й бригады бомбардировщиков, а самолеты Bre.14 A.2 летали в 12 дневных разведывательных эскадрильях и 19 эскадрильях, входящих в состав авиации сухопутных войск Франции. Пять независимых армейских дивизионов имели по эскадрилье самолетов Bre.14 A.2. В общей сложности 27 эскадрилий самолетов Bre.14 A.2 были прикреплены к полкам тяжелой артиллерии. Другие варианты времен войны включали в себя одноместный бомбардировщик Bre.14 B.1, который не поступил в крупномасштабное производство, и вариант скорой помощи Bre.14S. Был проведен эксперимент по использованию самолета Бреге 14 для быстрой эвакуации раненых практически с линии фронта в 1917г. В 1918г. четыре санитарных самолета Bre.14S, каждый из которых вмещал двое носилок, применялись на фронте. В конце 1918г. самолеты Бреге 14 использовались в составе 14 эскадрилий в Греции, Сербии и на Среднем Востоке, но лишь в заморских владениях Франции они достигли большой известности в течение более десяти лет в период между двумя мировыми войнами. Вариант, использовавшийся в более удаленных колониях, носил обозначение Бреге 14 TOE (Theatres des Operations Exterieures). В общей сложности к декабрю 1918г. было построено 5300 самолетов Бреге 14. Три эскадрильи машин варианта А.2 и шесть эскадрилий варианта В.2 сформировали часть Французских оккупационных сил, которые базировались в Западной Германии с 1919г. Другие самолеты поддерживали французские интервенционные войска во время гражданской войны в России после Октябрьской революции 1917г. Было построено небольшое количество самолетов Бреге 14 с двигателями Фиат и 24 экземпляра Bre.14 A.2 с двигателями Рено 12FeR (снабженными нагнетателями Рато (Rateau) для улучшения высотных характеристик). Самолет Бреге 14 широко экспортировался и входил в состав ВВС вооруженных сил Бельгии, Бразилии, Чехословакии, Дании, Греции, Польши, Португалии, Румынии, Сиама, Испании и Югославии. В армии Франции он играл активную роль в жестоких боях с сирийскими и марокканскими повстанцами, которые продолжались на протяжении 20-х гг., а в Марокко до 1934г. К сентябрю 1926г. 301 самолет Бреге 14 А.2 и несколько бомбардировщиков Bre.14 B.2 использовались во французском Марокко. Их дополняли 52 биплана Бреге 14Т бис Санитар (Breguet 14T bis Sanitaire) (санитарный). Франция упорно добивалась воздушной скорой помощи для эвакуации раненых из районов боев и строила этот гражданский вариант в некотором количестве для эксплуатации за границей. За один 1923г. санитарные самолеты Бреге эвакуировали 870 раненых в Ливане и Марокко. Авиационная служба Соединенных Штатов во Франции, которая в 1918г. использовала самолеты Бреге 14 в своих эскадрильях дневных бомбардировщиков, приобрела несколько тренировочных вариантов Bre.14 Et.2. Самолеты использовались как тренировочные в военной авиации Франции в значительном количестве в 20-х годах. Последние экземпляры были выведены из эксплуатации в 1932г. С таким спросом на машины этого типа неудивительно, что после войны производство вариантов А.2 и В.2 с 1919 по 1928г. составило в общей сложности более 2500 экземпляров (в 1925г. только в бюджете Франции имелись средства для приобретения 376 самолетов Бреге 14 А.2 и 95 санитарных Бреге 14Т бис). Они производились не менее чем 19 различными фирмами, не считая компании Бреге. Определенное количество самолетов, заказанных для поддержания существования французской авиационной промышленности, совершили испытательные полеты и затем были помещены на склад, а впоследствии отправлены на слом. Самолет Бреге 14 совершил несколько выдающихся дальних перелетов. В январе 1919г. капитан Коли и лейтенант Роже дважды пересекли Средиземноморье, пролетев примерно 1609 км (1000 миль). 5 апреля того же года лейтенант Роже совершил перелет из Лиона в Рим и затем в Ниццу, а впоследствии новый французский рекорд дальности был установлен Коли и Роже, когда они пролетели дистанцию длиной 1900 км (1180 миль) между Ле Бурже и Кенитрой (Марокко).

ВАРИАНТЫ
Бреге 14 Т.2 Салон (Salon): совершив свой первый полет в 1919г., этот гражданский вариант сохранил заднюю кабину пилота; передняя часть фюзеляжа была увеличена в диаметре для размещения двухместной кабины, в правом борту имелась входная дверь; несколько таких самолетов применялись авиакомпанией C.M.A. (Compagnie des Messageries Aeriennes) на внутренних маршрутах (кроме того, для перелетов в Лондон и Брюссель) параллельно с обычными самолетами Бреге 14, снабженными подкрыльевыми ящиками для почты. Бреге 14Т бис: этот вариант появился в 1921г.; имел сильно модифицированную кабину с четырьмя окнами с каждой стороны, над которыми располагались четыре иллюминатора в верхней палубе; топливо находилось в обтекаемых баках, установленных по одному с каждой стороны под верхним крылом, ближе к корневой части от внутреннего ряда межкрыльевых стоек; кабина занимала пространство, где прежде находилась передняя кабина и топливные баки; авиакомпания Lignes Aeriennes Latecoere использовала более 100 самолетов Бреге 14 в начале 20-х годов, в основном модели Bre.14T bis; они применялись на многих маршрутах компании, начиная с Тулузы и Барселоны; ВМС Франции испытали военные варианты Бреге 14: с двумя поплавками и с большим центральным поплавком плюс двумя стабилизирующими на концах крыла. По- видимому, использование поплавковых гидросамолетов Bre.14 было ограничено несколькими санитарными экземплярами Bre.14T bis на территориях колоний; пять гражданских гидросамолетов Bre.14 bis использовались в течение нескольких лет во французской Гвиане.

Тип: двухместный разведывательный самолет.

Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Рено (Renault) 12Fе мощностью 224 кВт (300 л. с.).

Летные данные: максимальная скорость 184 км/час (114 миль/час); практический потолок 6000 м (19690 футов); максимальная продолжительность полета 3 часа.

Веса: снаряженного - 1030 кг (2271 фунт); максимальный взлетный 1565 кг (3450 фунтов).

Размеры: размах верхнего крыла (со стандартными элеронами) 14,36 м (47 футов 1,25 дюйма) или (со сбалансированными элеронами) 14,86 м (48 футов 9 дюймов), размах нижнего крыла (со стандартными элеронами) 12,4 м (40 футов 8 дюймов) или (со сбалансированными элеронами) 13,66 м (44 фута 9,75 дюйма); длина 8,87 м (29 футов 1,25 дюйма); высота 3,3 м (10 футов 10 дюймов); площадь крыла (со стандартными элеронами) 47,5 кв. м (511,3 кв. фута) или (со сбалансированными элеронами) 49,2 кв. м (529,6 кв. фута).

Вооружение: один пулемет Виккерс (Vickers) калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), установленный с левой стороны фюзеляжа, и спаренные пулеметы Льюис (Lewis) такого же калибра на кольцевом креплении в кабине наблюдателя; бомбовая нагрузка до 40 кг (88 футов).

 


Copyright © Fedoroff Corp.