|
|
|
Проект самолета Бристоль Тип 156 Бьюфайтер родился как плод импровизации конструкторского персонала компании Бристоль, возглавляемого Роем Федденом и Лесли Фрайзом. К тому времени компания Бристоль фактически завершила проект торпедоносца-бомбардировщика Бьюфорт (Beaufort), и их предложение состояло в том, чтобы использовать его главные агрегаты в конструкции нового дальнего истребителя. Суть идеи заключалась в использовании крыла, оперения и шасси самолета Бьюфорт в сочетании с силовой установкой из двух бесклапанных двигателей Г еркулес (Hercules). Эскизные предложения, скомпонованные в течение нескольких дней и представленные в Министерство авиации Великобритании 8 октября 1938г., привели к заказу четырех опытных самолетов. Первый из них поднялся в воздух 17 июля 1939г. Самолет представлял собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан (за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей) с традиционной конструкцией фюзеляжа и оперения и убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из двух звездообразных двигателей Г еркулес; на четырех опытных самолетах были установлены три различных модификации этих двигателей; третья и четвертая машины были оснащены двигателями Г еркулес II. Замечания по планеру оказались незначительными. А вот двигатели стали предметом особой заботы. В то время, как первый опытный самолет демонстрировал расчетную скорость 539 км/час (335 миль/час) на высоте 5120 м (16800 футов), вторая опытная машина отставала по скорости на 7,5%. Еще больше смущал тот факт, что оба эти самолета летали без боевого снаряжения, и компания ясно понимала, что установка запланированных двигателей Геркулес III мощностью 1044 кВт (1400 л. с.) сможет обеспечить лишь небольшое улучшение летных характеристик. Единственным альтернативным двигателем, доступным в тот момент, был Г еркулес XI мощностью 1119 кВт (1500 л.с.), который представлял собой форсированный вариант мотора Г еркулес III и работал на бензине с октановым числом 100. Другой жизненно важной проблемой являлся выбор вооружения. Бьюфайтер Mk IF рассматривался как ночной истребитель (поскольку было признано, что внутри фюзеляжа имеется достаточно пространства для размещения там громоздкой поисково-прицельной радиолокационной станции перехвата), и это предписывало концентрацию огня большой плотности для уничтожения или выведения из строя вражеских самолетов сразу после выхода ночного истребителя по радиолокационному наведению на оптимальную дистанцию. Стандартным вооружением варианта Mk IF стали четыре 20- мм пушки в носовой части фюзеляжа, четыре пулемета калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) в правой консоли крыла и еще два таких же - в левой консоли. Поисково-прицельный радар (AI) Mk IV был установлен в носу фюзеляжа. Были получены крупные контракты, пришлось развернуть три сборочные линии на заводе компании Бристоль в Филтоне, на новом заводе в Вестон-супер-Маре, Сомерсет, и на заводе компании Фейри (Fairey) в Стокпорте, Ланкашир. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 февраля 1941г., но задолго до этого, 20 июля 1940г., первые истребители Бьюфайтер были переданы ВВС Великобритании. 19 ноября они открыли боевой счет: Юнкерс JU 88 был поврежден и рухнул в Ла-Манш. Но воздушные перехваты только с использованием бортовых локаторов Mk IV были малоэффективны, и так продолжалось до тех пор, пока в январе 1941г. не была развернута Наземная служба управления перехватом, которая была способна вывести ночные истребители с бортовыми локаторами в зону обнаружения противника. Самолеты Бьюфайтер Mk IF стали оправдывать возлагавшиеся на них надежды. Рассматривались и альтернативные варианты их применения. В связи с острой нуждой в дальнем дневном истребителе для боевых действий в Средиземноморье и Сахаре, около 80 машин варианта Mk IF были оснащены для полетов в песках, а их дальность увеличена временной мерой в виде установки на полу фюзеляжа дополнительного топливного бака емкостью 227 литров. В самолетах последних выпусков дополнительный запас топлива размещался в консолях отъемной части крыла, но это потребовало снятия крыльевых пулеметов. Оснащение специальным радиооборудованием Береговой авиации и соответствующими навигационными приборами отличало первоначальный Бьюфайтер Mk IC (C - Coastal, береговой), который начал поступать на вооружение весной 1941г. Самолеты этого варианта с самого начала доказали свою боевую ценность, становясь постепенно более значительными, по мере того, как расширялись их возможности. Острая необходимость в двигателях Геркулес, которыми оснащались еще и бомбардировщики Шорт Стирлинг (Short Stirling), сделала разумными эксперименты с альтернативной силовой установкой, чтобы в случае временных или длительных перебоев в поставках этих двигателей серийное производство истребителей не страдало. В связи с этим, два из трех планеров, поставленных компании Роллс-Ройс (Rolls-Royce) в Хакналле, были оснащены рядными моторами Мерлин (Merlin) X мощностью 802 кВт (1075 л. с.). В ходе летных испытаний выяснилось, что они обеспечивают немного лучшие характеристики, но при этом дают небольшое изменение центровки самолета. Это проявилось в некоторой путевой неустойчивости, которая была устранена приданием горизонтальному оперению V-образности в 12 о . Это изменение было сделано на всех ранее выпущенных машинах и принято как стандарт на всех последующих серийных самолетах. Истребители с моторами Мерлин были обозначены Mk II, и первый серийный Бьюфайтер Mk IIF с двигателями Мерлин ХХ мощностью 954 кВт (1280 л. с.) поднялся в воздух 22 марта 1941г. Фактически, Mk IIF был единственным серийным вариантом с моторами Мерлин, и эти машины служили, главным образом, в качестве ночных истребителей для обороны Великобритании, но также использовались в морской авиации. Другим ранним вариантом был Бьюфайтер Mk V, вооруженный только двумя 20-мм пушками; его крыльевые пулеметы были заменены на четырехпулеметную турель Болтон Пол (Boulton Paul), установленную в фюзеляже сразу позади кабины пилота. Однако, выяснилось, что это снижает летные характеристики настолько существенно, что дальнейшие разработки варианта прекратились. К счастью для компании Бристоль и ВВС Великобритании, страхи по поводу нехватки моторов Г еркулес не оправдались. Напротив, их серийное производство расширялось, и более мощные двигатели Г еркулес VI мощностью 1245 кВт (1670 л. с.) на высоте 2285 м (7500 футов) стали доступными для установки на истребители Бьюфайтер. Вслед за летными испытаниями трех самолетов с такой силовой установкой моторы Г еркулес IV или Г еркулес XVI были приняты как стандартные. Планеры, на которые они устанавливались, стали обозначаться Бьюфайтер Mk VI и к концу 1941г. вытеснили в серийном производстве варианты Mk I и Mk II. Первые машины Mk VI стали поступать в эскадрильи береговой и истребительной авиации в начале 1942г. Эти более мощные двигатели сделали возможным значительно более широкое варьирование оборудования и вооружения. Крыльевые пулеметы могли быть заменены баками емкостью 227 литров на правой консоли и емкостью 109 литров на левой консоли для обеспечения большей дальности полета; две бомбы по 113 кг (250 фунтов) могли подвешиваться под крыльями; вместо крыльевых пулеметов могли быть установлены восемь направляющих для реактивных снарядов массой 41 кг (90 фунтов); вслед за экспериментами, выполненными в мае 1942г., самолет Бьюфайтер смог нести и запускать стандартные морские торпеды, изготовленные в Америке и Великобритании. Первоначальная партия из 16 машин Бьюфайтер Mk VIC, переделанных в торпедоносцы № 254 и получивших неофициальное прозвище "Торбью" ("Torbeau"), провели свою первую успешную боевую операцию против вражеских кораблей в начале апреля 1943г. Это объединение истребителя Бьюфайтер с торпедой представляло собой наиболее грозное оружие в авиационной войне над морем. Бьюфайтер Mk VIF был первым вариантом, служившим на Бирмано-Индийском театре военных действий. Истребители этого варианта использовались во время операций на Средиземноморском театре. Самолеты Бьюфайтер Mk VIC, которые стояли на вооружении береговой авиации, были дополнены машинами противокорабельного ударного варианта, обозначенного Бьюфайтер TF. Mk X. Они были оснащены модифицированными двигателями Г еркулес VI, спроектированными так, чтобы выдавать максимум мощности на малой высоте, и (впервые) стандартизованными поисково-прицельными радарами Mk VIII, смонтированными в носовом обтекателе формы наперстка, что делало локатор пригодным особенно для обнаружения надводных целей. Это подтвердилось имевшим место фактом, когда самолеты Бьюфайтер TF. Mk X обнаружили и уничтожили пять германских подводных лодок в течение 48 часов в марте 1945г. Другими самолетами были 60 торпедоносцев Mk VIC с моторами Г еркулес XVI и восемью подкрыльными ракетами. Они имели обозначение Бьюфайтер Mk VI (ITF) и представляли собой промежуточный вариант торпедоносного истребителя (ITF - Interim Torpedo Fighter). Заключительным британским серийным вариантом стал Бьюфайтер Mk XIC для береговой авиации; он был в целом аналогичен варианту Mk X, но не имел возможности нести торпеды; 163 машины этого варианта довели общее количество изготовленных в Великобритании самолетов до 5500 экземпляров. В Австралии в течение 1944-45 гг. было построено по лицензии еще 364 самолета, подобных варианту TF. Mk X и имевших обозначение Бьюфайтер Mk 21. После войны многие самолеты ВВС Великобритании были переделаны в буксировщики мишеней Бьюфайтер ТТ.10. Последний экземпляр был списан из эксплуатации в 1960г. |
|
|
|
Тип: двухместный противокорабельный ударный истребитель.
Силовая установка: два поршневых звездообразных двигателя Г еркулес XVII мощностью 1320 кВт (1770 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 395 м (1300 футов) 488 км/час (303 миль/час); максимальная крейсерская скорость на высоте 1525 м (5000 футов) 401 км/час (249 миль/час); практический потолок 4570 м (15000 футов); дальность полета 2366 км (1470 миль).
Веса: пустого - 7076 кг (15600 фунтов); максимальный взлетный 11431 кг (25200 фунтов).
Размеры: размах крыла 17,63 м (57 футов 10 дюймов); длина 12,7 м (41 фут 8 дюймов); высота 4,83 м (15 футов 10 дюймов); площадь крыла 46,73 кв. м (503 кв. фута).
Вооружение: четыре 20-мм пушки и шесть неподвижных пулеметов переднего огня калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), один поворотный пулемет Виккерс (Vickers) "K" калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) вверху фюзеляжа; одна торпеда и две бомбы массой 113 кг (250 фунтов) или восемь реактивных снарядов класса "воздух-поверхность" массой 41 кг (90 фунтов).
|
|