|
|
|
Самолет Кёртисс Р-40 Уорхоук (Curtiss P-40 Warhawk) считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. До завершения производства в декабре 1944г. в общей сложности было построено 15000 таких самолетов. Движение по направлению к самолету, который компания назвала Модель 81, началось в 1937г., когда планер прототипа Модель 75 был модифицирован для размещения в нем рядного двигателя Аллисон (Allison) V-1710-11 мощностью 858 кВт (1150 л. с.). В таком виде самолет Модель 751 стал первым американским истребителем, оказавшимся способным превысить скорость в 483 км/ час (300 миль/час). Он проходил оценку в Авиационном корпусе США под обозначением XP-37. Несмотря на сложности с двигателем и нагнетателем, был очевиден большой потенциал конструкции. Поэтому 13 из предназначенных для летных испытаний моделей было заказано под обозначением YP-37 с улучшенным двигателем V-1710-21, немного удлиненным фюзеляжем и новым нагнетателем B- 2 . Немного позже десятый самолет P-36A был оборудован новым двигателем Аллисон V-1710-19 мощностью 865 кВт (1160 л. с.) вместо звездообразного двигателя Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) R-1830-13 мощностью 783 кВт (1050 л. с.) и совершил свой первый полет 14 октября 1938г. В мае 1939г. этот самолет Модель 75P (к тому времени названный XP-40) участвовал в соревновании с прототипами других истребителей и был выбран для производства, как наиболее отвечающий требованиям Авиационного корпуса армии США. 27 апреля 1939г. было заказано 524 серийных самолета P-40 (Модель 81). Ровно через год, в мае 1940г., самолеты P-40 начали сходить с конвейера, а первые три экземпляра стали использоваться для эксплуатационных испытаний. Они отличались от самолетов XP-40 тем, что имели менее мощный двигатель с турбонагнетателем Аллисон V-1710-33 и два пулемета калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), установленные в крыльях дополнительно к двум синхронным пулеметам калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), располагавшимся в носовой части фюзеляжа. К сентябрю 1940г. в Авиационный корпус армии США было поставлено 200 таких самолетов. Перед этим, в апреле 1940г., производство было ориентировано на выпуск, в первую очередь, 185 сходных истребителей Хоук 81-A1, заказанных Францией. Но вместо этого, они были переданы Англии, где получили обозначение Томахоук Mk I (Tomahawk Mk I) . Следующая версия для ВВС Великобритании (Хоук 81-A2) получила обозначение Томахоук Mk IIA (Tomahawk Mk IIA). Эта модель, в основном схожая с самолетом Авиационного корпуса армии США P-40B (Модель 81-B), имела самогерметизирующиеся топливные баки, броню и была вооружена двумя установленными в крыльях пулеметами калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). К несчастью, увеличение веса, произошедшее в результате всех модернизаций, привело к ухудшению летных характеристик, а самогерметизирующиеся топливные баки и установка в крыльях еще двух пулеметов на модели P-40C ухудшили их еще больше. Всего было построено 930 самолетов этой версии для ВВС Великобритании (Хоук 81-A3), и те‚ которые поступили на вооружение‚ получили обозначение Томахоук Mk IIB. У них было американское радиооборудование и шесть пулеметов калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). Сотня самолетов Хоук 81-A3, предназначавшихся ВВС Великобритании, была передана в Китай; 90 из них попали в Американскую добровольческую группу, действующую из Кунминга и Мингаладона. В СССР было передано по ленд-лизу 49 самолетов из США, а еще 146 - через Великобританию. Небольшое количество машин попало в ВВС Турции. Некоторые американские самолеты P-40 были переделаны в 1941г. для использования их в разведывательных целях, под обозначением RP-40, но Кёртисс уже начал реконструкцию самолета Хоук 81-A в попытке улучшить его летные характеристики и эффективность. Изменения включали в себя установку двигателя Аллисон V-1710-39 мощностью 858 кВт (1150л.с.), который мог поддерживать такую выходную мощность до высоты в 3565 м (11700 футов), усиление брони, установку в крыльях четырех пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), а также подфюзеляжное крепление для 227 кг (500 фунтов) бомб или сбрасываемого топливного бака объемом 197 литров. Этот самолет совершил свой первый полет 22 мая 1941г. под названием Киттихоук Mk I (Kittyhawk Mk I), будучи заказанным Великобританией под этим названием. Кёртисс назвал модель Хоук 87-A2. Авиационный корпус армии США тоже заказал эту версию в сентябре 1940г. с обозначением P-40D. Только первые 22 из поставленных ВВС США самолетов были вооружены четырьмя установленными в крыльях пулеметами, а остальные имели по шесть пулеметов и обозначение P-40Е (Модель 87-B2). В общей сложности 1500 самолетов этой модели под названием P-40E-1 (Хоук 87- А-3 и А-4) ВВС США поставили по ленд-лизу в Англию, где эта модель была названа Киттихоук Mk IA.
ВАРИАНТЫ P-40A: обозначение единственного самолета P-40 с фотокамерой (серийный номер 40-326). XP-40F: обозначение единственного экспериментального самолета (Модель 87-B3), объединяющего планер самолета P-40D и рядный двигатель Роллс-Ройс Мерлин 28. P-40F: серийная модель, разработанная на основе XP-40F, с двигателем Мерлин V-1650-1 мощностью 690 кВт (1300л.с.) производства компании Паккард (Packard); построено более 1300 экземпляров. XP-40G: единственный самолет (Модель 81-AG) с измененным вооружением и топливным баком. P-40G: 43 самолета P-40 со старыми крыльями Томахоук Mk IIA; в США самолеты были переименованы в RP-40G. P-40J: это наименование предназначалось для варианта с поршневым двигателем Аллисон с турбокомпрессором. P-40K: вариант самолета P-40 Е с двигателем Аллисон V-1710-73. Было построено 1300 экземпляров, 21 из них получили ВВС Англии под обозначением Киттихоук Mk III. P-40L: вариант, в основном сходный с моделью P-40F, за исключением изменений в снаряжении (построено 700 экземпляров). P-40M: вариант, в основном сходный с моделью P-40K, но с двигателем Аллисон V-1710-71 в ВВС Великобритании получили обозначение Киттихоук Mk III. P-40N: основная и последняя серийная модель. Было построено 5200 экземпляров (варианты Модель 87V и Модель 87W). Улучшенные летные характеристики были достигнуты в результате уменьшения массы и использования двигателя Аллисон V-1710-81 или его версий -99 и -115 с такой же мощностью. У самолета была уменьшена масса и появилось улучшенное оборудование. P-40P: это обозначение первоначально было присвоено 1500 самолетам, заказанным с двигателями V-1650-1, но на самом деле построенным как модель P-40N с двигателями V-1710-81. XP-40Q: обозначение, присвоенное двум самолетам P-40K и одному сильно модифицированному самолету P-40N (обозначение компании - Модель 87X). P-40R: обозначение самолетов P-40F и P-40L после их переделки в 1944г. в учебно-тренировочные самолеты с двигателями Аллисон вместо Паккард Мерлин. TP-40: обозначение‚ полученное некоторыми самолетами Р-40 после переделки в двухместные тренировочные самолеты. Двухмоторный (Twin-Engined) P-40: самолет P-40C с двумя двигателями Мерлин (как у P-40F Киттихоук Mk II), расположенными на крыльях над основными стойками шасси. Киттихоук Mk II: обозначение ВВС Великобритании для 330 самолетов P-40F и P-40L, полученных по ленд-лизу; первые 230 иногда называют Киттихоук Mk IIA. Модель 81-AC: 40 самолетов P-40C, переделанных для Англии. Модель 81-AG: самолеты P-40, переделанные в модель P-40G, плюс один прототип XP-40G. Модель 87: первая партия P-40D. Модель 87-A1: неизвестное количество заказано Францией, но не поставлено. Модель 87-A5: подвариант самолета Модель 87-A4. |
|
|
|
Тип: одноместный истребитель- бомбардировщик.
Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Аллисон V-1710-81 мощностью 895 кВт (1200 л. с.).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 4570 м (15000 футов) 552 км/час (343 миль/час); время подъема на высоту 4265 м (14000 футов) 6 минут 42 секунды; практический потолок 9450 м (31000 футов); дальность полета с дополнительным топливом на высоте 3050 м (10000 футов) 1738 км (1080 миль).
Веса: пустого - 2812 кг (6200 фунтов); максимальный взлетный 4014 кг (8850 фунтов).
Размеры: размах крыла 11,38 м (37 футов 4 дюйма); длина 10,16 м (33 фута 4 дюйма); высота 3,76 м (12 футов 4 дюйма); площадь крыла 21,92 кв. м (236 кв. футов).
Вооружение: шесть пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма); до 680 кг бомбовой нагрузки.
|
|