De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk (Де Хэвилленд Канада DHС-1 Чипманк)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Самолет Де Хэвилленд Канада DHС-1 Чипманк (Сhipmunk - бурундук) был спроектирован для замены учебно-тренировочного самолета Де Хэвилленд Тайгер Мос (de Havilland Tiger Moth). Впервые поднявшийся в воздух 22 мая 1946г. в г. Даунсвью, двухместный моноплан с тандемным расположением кресел и крылом с работающей обшивкой был первым самостоятельным проектом компании Де Хэвилленд Эйркрафт Канада Лтд (de Havilland Aircraft of Canada Ltd). Опытный экземпляр был оснащен двигателем Де Хэвилленд Джипси Мэйджер 1С (de Havilland Gipsy Major 1С) мощностью 108 кВт (145 л.с.). Опытные самолеты Чипманк получили обозначение DHC-1B-1. Такие же самолеты, но с двигателем Джипси Мэйджер 10-3, стали называться DHC-1B-2. Большинство построенных в Канаде самолетов Чипманк имели выступающий обтекатель кабины. Для ВВС Великобритании строился самолет Чипманк, способный выполнять все фигуры высшего пилотажа. ВВС получили из Канады 735 самолетов, помимо 1014 машин, изготовленных в Великобритании. По соглашению, заключенному между компаниями Де Хэвилленд и Дженерал Аэронотикл Матиэриэл Уоркшопс (OGMA), в 1955г. для португальских ВВС было изготовлено по лицензии шестьдесят самолетов Чипманк. На нем были подготовлены тысячи летчиков во многих странах.

ВАРИАНТЫ
DHC-1A-1: самолет, построенный в Канаде с двигателем Джипси Мэйджер 1С, частично годный для высшего пилотажа; получил обозначение Чипманк T.Mk 1 в канадских ВВС. DHC-1A-2: самолет с двигателем Джипси Мэйджер 10, частично годный для высшего пилотажа. DHC-1В-1: самолет с двигателем Джипси Мэйджер 1С, полностью годный для высшего пилотажа. DHC-1В-2: самолет с двигателем Джипси Мэйджер 10, полностью годный для высшего пилотажа. DHC-1В-2-S1: самолет с двигателем Джипси Мэйджер 10 для египетских ВВС. DHC-1В-2-S2: самолет с двигателем Джипси Мэйджер 10 для ВВС Таиланда. DHC-1В-2-S3: самолет с двигателем Джипси Мэйджер 10 для канадских ВВС и под обозначением Чипманк T.Mk 2. DHC-1В-2-S4: самолет, построенный в Канаде для Чили. DHC-1В-2-S5: самолет с двигателем Джипси Мэйджер 10 для канадских ВВС. Чипманк T.Mk 10: самолет, построенный в Британии, с двигателем Джипси Мэйджер 8; выпущено 735 машин. Чипманк Mk 20: экспортный вариант самолета Чипманк T.Mk 10 с двигателем Джипси Мэйджер 10 второй серии (выпущено 217 машин). Чипманк Mk 21: гражданский вариант самолета Чипманк Mk 20, (выпущено 28 машин). Чипманк Mk 22: модификация самолета Чипманк T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20. Чипманк Mk 22А: модификация самолета Mk 22 с дополнительными топливными баками. Чипманк Mk 23: два одноместных модифицированных самолета Чипманк T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20 и с сельскохозяйственным разбрызгивающим оборудованием. Аэростракчерс Сандаунер (Aerostructures Sundowner): один модифицированный в Австралии самолет Чипманк с двигателем Авко Лайкомин O-360 мощностью 134 кВт (180 л.с.), топливными баками на концах крыла, фонарем кабины улучшенного обзора и металлической обшивкой крыла. Майсфилд Вариант (Masefield Variant): вариант компании Бристоль Эйркрафт (Bristol Aircraft) самолетов Чипманк Мк 20, 21, 22 и 22А со сбрасываемым фонарем, багажным отсеком в крыле, обтекателями шасси и увеличенным запасом топлива. Сэсин SA-29 Спрэймастер (Sasin SA-29 Spraymaster): несколько австралийских модификаций Чипманк Mk 23. Супер Чипманк: самолет для высшего пилотажа с двигателем Авко Лайкомин GO 435 мощностью 194 кВт (260 л.с.), модифицированными несущими поверхностями и убирающимся шасси. Турбо Чипманк: Чипманк Mk 22A с турбовинтовым двигателем Ровер (Rover) 90 мощностью 86,42 кВт (116 л.с.).

Тип: двухместный самолет для первоначального обучения.

Силовая установка: рядный поршневой двигатель Де Хэвилленд Джипси 8 мощностью 108 кВт (145 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на уровне моря 222 км/час (138 миль/час), крейсерская скорость 187 км/час (116 миль/час), практический потолок 4815 м (15800 футов), дальность полета 451 км (280 миль).

Веса: пустого - 646 кг (1425 фунтов), максимальный взлетный 914 кг.

Размеры: размах крыла 10,46 м (34 фута 4 дюйма), длина 7,75 м (25 футов 5 дюймов), высота 2,13 м (7 футов), площадь крыла 15,97 кв.м (172 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.