De Havilland D.H.60 Moth (Де Хэвиллэнд D.H.60 Мос)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Де Хэвиллэнд D.H.60 Моc (de Havilland D.H.60 Moth) стал родоначальником целого семейства самолетов Моc, которые произвели революцию в авиастроении Великобритании в 20-х и 30-х гг.
Прототип самолета D.H.60 совершил первый полет в феврале 1925г. На нем был установлен новый двигатель Циррус (Cirrus) I мощностью 45 кВт (60 л.с.), который представлял собой половину двигателя Эйрдиско (Airdisco) мощностью 90 кВт (120 л.с.), имел новый картер и весил всего 132 кг (290 фунтов). Успех самолета был настолько велик, что Министерство авиации согласилось субсидировать пять летных клубов, оснащенных самолетами Моc. Первый из таких самолетов в июле 1925г. был поставлен в аэроклуб в Ланкашире, едва ли не через пять месяцев после полета прототипа. В том же году было построено 20 самолетов. Последовало множество заказов, и в 1926г. было построено уже 35 самолетов. К потребителям внутри страны присоединились иностранные.
В 1926г. мощность двигателя Циррус была увеличена до 63 кВт (85 л.с.); он получил обозначение Циррус II и стал хорошим дополнением к более ранней модели. Единственный легкий самолет D.H.60, построенный для испытаний в 1926г., был оснащен звездообразным двигателем Армстронг Сиддли Дженет (Armstrong Siddeley Genet) мощностью 56 кВт (75 л.с.). Этот самолет впоследствии использовался в качестве акробатического.
В следующем году модель была усовершенствована (например, размах крыла увеличился на 0,3 м (1 фут) и получила официальное обозначение D.H.60X, позднее не употреблявшееся. Впоследствии самолет назывался Циррус II Мос и установил ряд рекордов.
Обозначение D.H.60X вновь стало использоваться для следующего варианта, на котором был установлен двигатель A.D.C. Циррус III мощностью 67 кВт (90 л.с.), появившегося в 1928г. На этой модели также впервые стали использоваться раздельные стойки шасси, к концу 1928г. было всего построено 403 самолета. Кроме того, были заключены договоры о лицензионном производстве.
Двадцать два самолета Циррус II Мос были поставлены ВВС Финляндии. Некоторые из них впоследствии были переоснащены двигателями Гермес (Hermes) мощностью 78 кВт (105 л.с.). Крупносерийное производство самолетов D.H.60X завершилось в 1928г.
Мощность двигателей, устанавливавшихся на самолете D.H.60, возросла до 67 кВт (90 л.с.), существенно увеличилась и их масса, и компания приняла решение организовать производство собственных двигателей. Майору Фрэнку Халфорду, который спроектировал для компании A.D.C. мотор Циррус, в 1927г. было предложено разработать замену этому двигателю. Его ответом стал двигатель Джипси (Gipsy) мощностью 75 кВт (100 л.с.). Этот проект, который впоследствии вылился в создание целого набора двигателей, проложил дорогу всему семейству самолетов Мос.
Поставки новых двигателей начались в июне 1928г. и первоначально они устанавливались на самолете D.H.60X. Переоснащенный самолет получил обозначение D.H.60G, но потом его навсегда назвали Джипси Мос. Прототип двигателя Джипси был установлен на один из гоночных самолетов D.H.71, который впоследствии использовался для установления авиационных рекордов.
Первый серийный самолет D.H.60G выиграл в 1928г. гонку на Королевский кубок, показав скорость 169 км/час (105 миль/час). В июле 1928г. сам Джеффри Де Хэвилленд поднялся на рекордную высоту 6090 м (19980 футов), а в следующем месяце Хуберт Брод на самолете D.H.60G с увеличенной емкостью топливных баков находился в воздухе в течение 24 часов. В декабре А.С. Батлер и его супруга показали рекордную для двухместных самолетов скорость 192,86 км/час (119,84 миль/час) на замкнутом кольцевом маршруте длиной 100 км (62,1 мили). В испытаниях на надежность, проводившихся в течение девяти месяцев, начиная с конца декабря 1928г., участвовал самолет D.H.60G, который налетал 600 часов только на текущем обслуживании. Он закончил испытания в работоспособном состоянии, пролетев без поломок 82076 км (51000 миль).
В историю авиации вошли 20-дневный сольный перелет между Кройдоном и Дарвином, предпринятый в мае 1930г. Эми Джонсоном на знаменитом самолете D.H.60G Джейсон, перелет в январе того же года по этому же маршруту Фрэнсиса Чичестера и его последующие перелеты в Тихоокеанском регионе.
На базе D.H.60G была создана пара амфибий с одним центральным поплавком и подкрыльными поплавками. Один из гидросамолетов был оснащен двигателем Джипси, а на другом установили двигатель Циррус Гермес (Cirrus Hermes) I мощностью 78 кВт (105 л.с.). Также было создано несколько версий самолета типа купе, но они не стали популярными.
До прекращения серийного производства в 1934г. компания Де Хэвилленд построила 595 самолетов D.H.60G. Кроме этого, 40 самолетов было построено компанией Моран-Сольнье (Morane-Saulnier) во Франции, где они были известны под названием Моран Мос (Morane Moth), 18 - в США корпорацией Мос Эйркрафт (Moth Aircraft Corporation), 32 - компанией Ларкин Эйркрафт Сапплай Лтд (Larkin Aircraft Supply Company Ltd) в Австралии.
В 1928г. компания построила самолет D.H.60M с фюзеляжем, сваренным из стали, и другие модификации с таким же двигателем, что и у модели D.H.60G. Всего в Великобритании было построено 535 таких самолетов, 40 были собраны в Канаде, 10 - в Норвегии и 161 - корпорацией Мос Эйркрафт в США. Большое число самолетов D.H.60M получили военные потребители, они были закуплены, в частности, в Королевские ВВС, в ВВС Канады, Ирака и Швеции, в армию Норвегии и в авиацию ВМС Дании.
Поскольку компания Де Хэвилленд теперь строила свои собственные моторы, усовершенствование двигателей и планеров самолетов шло параллельно. Когда в 1931г. появился двигатель Джипси II мощностью 89 кВт (120 л.с.), способный функционировать в перевернутом состоянии, в результате внутренних модификаций он стал называться Джипси III. Установка двигателя на новый планер и первый полет в марте 1932г. привели к рождению новой серии самолетов D.H.60GIII, которые, как и их предшественники, привлекли значительный интерес и заказы со всего мира. Было построено 30 машин, после чего на самолет начал устанавливаться двигатель Джипси Мэйджер (Gipsy Major) IIIA мощностью 99 кВт (133 л.с.). В результате появилась версия Мос Мэйджер (Moth Major) (построено 87 самолетов).
Последним развитием серии D.H.60 стала модифицированная версия самолета D.H.60M, названная D.H.60T Мос Тренер (Moth Trainer), предназначенная для военного использования и оснащенная двигателем Джипси II. Позже она стала основой создания наиболее известного из всех самолетов семейства Мос - D.H.82 Тайгер Мос (Tiger Moth). Все заказы на D.H.60T поступили от зарубежных военных потребителей, в число которых входили Бразилия (40 самолетов), Китай (1), Египет (6), Ирак (5) и Швеция (10), что в результате составило 64 самолета, включая два, проданных в 1931г. в неизвестную страну.

Тип: двухместный прогулочный легкий самолет.

Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Де Хэвилленд Джипси I мощностью 74,6 кВт (100 л.с.)

Летные данные: максимальная скорость 164 км/час (102 миль/час); крейсерская скорость 137 км/час (85 миль/час); практический потолок 4420 м (14500 футов); дальность полета 515 км (320 миль).

Веса: пустого - 417 кг (920 фунтов); максимальный взлетный 748 кг (1650 фунтов).

Размеры: размах крыла 9,14 м (30 футов); длина 7,29 м (23 фута 11 дюймов); высота 2,68 м (8 футов 9,5 дюйма); площадь крыла 22,57 кв.м (243 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.