Douglas A-20/DB-7/Boston/Havoc series (Самолеты Дуглас А-20/DB-7/Серии Бостон/Хавок)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Проектирование легкого бомбардировщика Дуглас А-20 (обозначение компании - DB-7) было начато в 1936г., когда Дуглас Эйркрафт Компани (Douglas Aircraft Company) занялась разработкой штурмового самолета для замены одномоторных легких бомбардировщиков. В итоге был разработан проект, получивший название Модель 7А. По этому проекту двухмоторный самолет должен был получить двигатели мощностью по 336 кВт (450л.с.). В 1938г. проект был пересмотрен, и Модель 7В получила два двигателя компании Пратт-Уитни R-1830 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp) мощностью по 820 кВт (1100л.с.). Свободнонесущий высокоплан, самолет Модель 7В имел отогнутую вверх хвостовую часть фюзеляжа с обычным хвостовым оперением. Новшеством для того времени было трехстоечное шасси с носовым колесом. Еще более необычной чертой оказалось наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа под штурмовой или бомбардировочный варианты. Во время своего первого полета 26 октября 1938г. Модель 7В продемонстрировала высокую скорость и маневренность. Компания предложила самолет для продажи за рубежом. Первый заказ на 100 самолетов поступил в феврале 1939 года от комиссии по закупкам для Вооруженных сил Франции. Она потребовала модифицировать 7В с целью сделать более пригодным для использования в условиях Европы. Модификации оказались значительными и проект Модели 7В получился измененным во всех основных компонентах. Фюзеляж был сделан более высоким для увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива, было уменьшено его поперечное сечение; вместо схемы высокоплан применена схема среднеплан; для носовой опоры была сделана более высокая стойка с масляной амортизацией; кабина экипажа и топливные баки получили бронезащиту; были установлены мощные (895 кВт (1200л.с.) каждый) двигатели Твин Восп. Самолет получил, с учетом значительности изменений, новое обозначение DB-7 (DB - Дуглас Бомбер), и первый серийный самолет поднялся в воздух 17 августа 1939г. В момент нападения Германии на Францию в мае 1940г. у французов было немногим более 60 этих самолетов, из которых только 12 машин приняли участие в боевых действиях. Пока компания Дуглас занималась разработкой самолета DB-7, поступил еще один заказ из Франции на усовершенствованный вариант этого самолета. Он должен был нести большее количество оборудования, поэтому новый самолет должен был иметь полный вес на 24% выше, чем у DB-7, более мощные звездообразные двигатели Райт Циклон (Wright Cyclone) 14, причем и гондолы двигателей, и способ их установки были изменены. Эта новая модификация получила обозначение DB-7A. Поскольку путевая устойчивость самолета DB-7 была очень близка к предельно допустимой, увеличивались площадь киля и руля направления соразмерно увеличению мощности двигателя. Великобритания взяла на себя оплату заказов Франции и Бельгии. Так в составе Королевских ВВС Великобритании оказалось от 15 до 20 самолетов DB-7. Они получили наименование Бостон Мk I и использовались для переподготовки пилотов. Примерно 125 самолетов DB-7, составивших следующую партию, были названы Бостон Мk II. Однако, благодаря хорошей грузоподъемности и высокой скорости, они оказались пригодными для использования в качестве ночных истребителей и зимой 1940г. на этих самолетах установили самолетные РЛС перехвата, дополнительную бронезащиту, восемь пулеметов калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) в носовой части, систему гашения пламени выхлопа двигателей. Необычной была система двойного управления: в кабине стрелка установили дублирующие основные рычаги управления самолетом. Королевские ВВС Великобритании получили такие самолеты в декабре 1940г. Они получили наименование Хавок (Havoc) Mk I и впервые вступили в бой 7 апреля 1941г. Вторая партия примерно из 100 самолетов DB-7A была переоборудована аналогичным образом, только пулеметов было двенадцать. Эти самолеты получили наименование Хавок Mk II. Примерно 40 самолетов DB-7 были модифицированы для использования в качестве ночных штурмовиков: было сохранено место для оператора бомбометания в носовой части; самолет мог нести бомбовую нагрузку до 1089 кг (2400 фунтов); пулеметы калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) находились под носовой частью. Самолеты получили название Хавок Mk I Интрудер (Intruder). Для улучшения несколько ограниченных возможностей самолетных РЛС перехвата, установленных на них, каждый из 21 самолета Хавок Mk I был оборудован прожектором Хелмор/GEC (Helmore/GEC) мощностью примерно 2700 миллионов свечей. Эти самолеты получили название Хавок Mk I Турбинлайт (Turbinlite) и использовались для высвечивания немецких самолетов. Кроме того, примерно 39 самолетов Хавок Mk II были переоборудованы и названы Хавок Mk II Турбинлайт. Несколько самолетов DB-7A продолжали использоваться в качестве легких бомбардировщиков под наименованием Бостон Mk III. Великобритания заказала усовершенствованную модификацию DB-7B с измененными приборами и электрической и гидравлической системами. Эти машины тоже получили наименование Mk III и имели четыре пулемета калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) в носовой части, два - на высокоскоростной поворотной установке в задней части кабины, седьмой пулемет стрелял через отверстие в днище фюзеляжа. Кроме того, самолет нес бомбовый груз весом до 907 кг (2000 фунтов). Эти самолеты в начале 1942г. заменили самолеты Бристоль Бленхейм (Bristol Blenheim) в Северной Африке. В соответствии с первыми заказами на самолеты DB-7, поступившими в мае 1939г. от ВВС США, было изготовлено 63 самолета с обозначением А-20, которые имели двигатели Райт R-2600-7 Циклон 14. Три из них были переоборудованы в самолеты-разведчики и для аэрофотосъемки, а из оставшихся один стал опытным ночным истребителем ХР-70, а 59 машин - серийными ночными истребителями Р-70. Опытный истребитель был оснащен двигателями R-2600-11 без турбонагнетателя, и на всех машинах были установлены РЛС перехвата британского производства и четыре 20-мм пушки под фюзеляжем. Эти ночные истребители использовались главным образом как учебно-тренировочные самолеты. Первым вариантом бомбардировщика, поступившим в ВВС США, был самолет А-20А, в общих чертах походивший на А-20, но отличавшийся двигателями R-2600-3 без турбонагнетателя, и с вооружением, как на самолете DB-7B, за исключением пулеметов калибра 7,62 мм (0,3 дюйма). В задней части каждой из гондол было установлено по одному пулемету с дистанционным управлением; бомбовый груз составлял 499 кг (1100 фунтов). Один опытный самолет ХА-20В был переделан из серийного А-20А, вооружение было изменено (три автоматические турели с дистанционным управлением). Это вооружение не было утверждено для серийных самолетов А-20В, которые получили два установленных на носу пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и в основном были подобны самолету DB-7A. В условиях массового производства требовалось большее подчинение единому стандарту. Так, Бостон Mk III Королевских ВВС Великобритании и американский А-20С представляли собой один и тот же самолет, оснащенный двигателями R-2600-23. Для увеличения выпуска компания Дуглас предоставила лицензию компании Боинг, и последняя выпустила 140 самолетов А-20 для Королевских ВВС Великобритании, поставленных по договору ленд-лиза под названием Бостон Mk IIIA: у этих самолетов была другая электрическая система и некоторые отличия во вспомогательном оборудовании двигателей. Самолеты DB-7 этой модификации поставлялись, кроме того, в 1942г. по ленд-лизу в СССР. Следующим военным серийным самолетом стал A-20G. Было построено 2850 машин этой модели. Они также оснащались двигателями R-2600-23 и были на 20,32 см (8 дюймов) длиннее для размещения в носовой части двух 12,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек, а также одного или двух пулеметов калибра 12,7 мм и одного 7,62-мм пулемета в задней части кабины. Следующая модификация оснащалась пулеметами калибра 12,7 мм вместо 20-мм пушек; задняя часть фюзеляжа была расширена на 15,24 см (6 дюймов) для установки турели с электроприводом для двух пулеметов калибра 12,7 мм; имелись также подкрыльные бомбодержатели на 907 кг (2000 фунтов) бомб, дополнительные топливные баки в бомбовом отсеке и устройство для крепления под фюзеляжем сбрасываемого бака, используемого для обеспечения дальности полета свыше 3219 км (2000 миль). Это обстоятельство имело решающее значение при использовании самолетов данного типа на тихоокеанском театре военных действий. Затем на самолетах А-20G были улучшены бронезащита, навигационное оборудование и устройства для прицельного бомбометания, а также оснащение для использования самолета в условиях низких температур. Кроме того, было выпущено 412 самолетов А-20Н, которые отличались новыми двигателями R-2600-29 мощностью по 1267 кВт (1700л.с.). Модификации А-20J и А-20К, бомбардировщики-ведущие, выпускались как для ВВС США, так и для Королевских ВВС Великобритании под названиями Бостон Mk IV и Бостон Mk V соответственно. Их отличие составлял только целиком прозрачный нос фюзеляжа, в котором размещался оператор бомбометания. Один самолет А-20А под обозначением BD-1 был направлен ВМС США для оценочных испытаний, и в 1942г. восемь самолетов А-20В были подготовлены для использования в качестве буксировщиков мишеней. Они получили обозначения BD-2. К моменту прекращения производства, 20 сентября 1944г., компания Дуглас выпустила 7385 самолетов DB-7 всех модификаций. Они поставлялись также в СССР, Нидерланды, Бразилию. Через Великобританию были отправлены в ВВС Австралии, Канады, Южной Африки, Новой Зеландии.

ВАРИАНТЫ
А-20D: проектировавшаяся легкая модификация со звездообразными двигателями R-2600-7 с турбонагнетателями и более крупными баками. А-20Е: семнадцать самолетов А-20А с незначительными внутренними модификациями. ХА-20F: один самолет А-20А, приспособленный для испытания двух турелей, каждая с двумя пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) (одна турель сверху фюзеляжа, вторая - под днищем); позднее самолет был вновь приспособлен для одной 37-мм пушки в носовой части фюзеляжа. XF-3: три опытных самолета-разведчика, переделанных из А-20. YF-3: два самолета-разведчика, похожих на XF-3, но со звездообразными двигателями R-2600-23 и с ручной турелью на 2 пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). F-3A: 46 самолетов-разведчиков, переделанных из A-20J и А-20К. О-53: тяжелый самолет наблюдения, эквивалент модели А-20В; в октябре 1940г. было заказано 1489 самолетов, но заказ был отменен. Р-70А-1: 39 ночных истребителей, переделанных из стандартных А-20С; выпущены в 1943г., имели 6 пушек калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) в носовой части фюзеляжа и две пушки на шкворнях в задней части фюзеляжа, имелся усовершенствованный радар. Р-70А-2: 65 ночных истребителей, переделанных из стандартных A-20G, эквивалентны Р-70А-1, но без пушек на шкворнях. Р-70В-1: единственный экспериментальный самолет, переделанный из стандартного А-20G, с радаром SCR-720 и шестью пушками калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), расположенными по бокам носовой части фюзеляжа в блистерах по три с каждой стороны. Р-70В-2: 105 учебно-тренировочных ночных истребителей, переделанных из самолетов A-20G и A-20J; имелись радары SCR-720 и SCR-729; можно было устанавливать 6 или 8 пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Хавок Mk I Пандора (Pandora): около 20 самолетов Хавок Mk I (Интрудер), приспособленных для использования "Лонг Эриал Майн" - оружия, которое сбрасывалось на парашюте для нанесения ударов по группам бомбардировщиков. Хавок Mk III: первоначальное обозначение самолета Хавок Mk I (Пандора). Бостон Mk III Интрудер: наименование самолетов Бостон Mk III, модифицированных для воздушного вторжения; под фюзеляжем установлены четыре 20-мм орудия. Бостон Mk III Турбинлайт: три самолета, подобные моделям Хавок Mk I и Хавок Mk II (Турбинлайт).

Тип: трехместный легкий бомбардировщик.

Силовая установка: два звездообразных поршневых двигателя Райт R-2600-23 Циклон 14 мощностью по 1193 кВт (1600 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 3050 м (10000 футов) 510 км/час (317 миль/час); крейсерская скорость 370 км/час (230 миль/час); потолок 7620 м (25000 футов); дальность полета с запасом топлива 2744 л (725 галлонов США) и бомбовой нагрузкой 907 кг (2000 фунтов) 1650 км (1025 миль).

Веса: пустого - 7250 кг (15984 фунта); максимальный взлетный 12338 кг (27200 фунтов)

Размеры: размах крыла 18,69 м (61 фут 4 дюйма); длина самолета 14,63 м (48 футов); высота 5,36 м (17 футов 7 дюймов); площадь крыла 43,20 кв. м (465 кв. футов).

Вооружение: шесть пулеметов переднего огня калибра 12,7 мм, два пулемета калибра 12,7 мм в турели с электроприводом и один пулемет калибра 12,7 мм для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа; до 1814 кг (4000 фунтов) бомб.

 


Copyright © Fedoroff Corp.