Fairey Gannet (Фейри Ганнет)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В конце 40-х гг. в ответ на задание Министерства авиации Великобритании на палубный противолодочный ударный самолет появились предложения компаний Фейри (Fairey) и Блэкбёрн (Blackburn). Первая получила контракт на два опытных самолета, а вторая - на три. Компания Блэкбёрн построила самолеты Y.A.7 и Y.A.8 с поршневыми двигателями Роллс-Ройс Грифон (Rolls-Royce Griffon). Самолет Y.A.5 был спроектирован под создававшийся спаренный турбовинтовой двигатель Нэйпиер Наяда (Napier Naiad). Однако создание этого двигателя задерживалось, и Y.A.5 был перепроектирован в самолет Y.B.1 под спаренный турбовинтовой двигатель Армстронг Сиддли Дабл Мамба (Armstrong Siddeley Double Mamba). Самолет Фейри Ганнет также был спроектирован под этот двигатель. Двигатель Дабл Мамба имел ряд преимуществ перед обычными силовыми установками: каждая его половина имела независимое управление, что обеспечивало возможность полета самолета на одной половине при неработающей второй и увеличивало дальность полета. Поскольку двигатель приводил в движение четырехлопастные соосные винты, то не возникало проблем асимметрии тяги, присущих обычно двухмоторным самолетам. Опытный экземпляр Ганнет, впоследствии обозначенный Фейри 17, поднялся в воздух в Олдермастоне 19 сентября 1949г., а второй - 6 июля 1950г. Оба эти самолета были двухместными, но к контракту впоследствии был добавлен один трехместный опытный образец, который поднялся в воздух в мае 1951г., через два месяца после размещения заказа на серийное производство. Таким образом, самолет Y.B.1 выбыл из конкурса. Опытный Фейри 17 в июне 1950г. стал первым самолетом с турбовинтовым двигателем, совершившим во время летных испытаний посадку на авианосец "Иллюстриос". Первый серийный самолет Ганнет AS.Mk 1 поднялся в воздух в июне 1953г. Усовершенствование двигателя Дабл Мамба породило более мощный вариант Mk 101 с эффективной мощностью на валу 2263 кВт (3035 л.с.), что вместе с небольшими изменениями в оборудовании привело к появлению самолета Ганнет AS.Mk 4, который вытеснил из производства модель Ганнет AS.Mk 1. Всего было построено 225 машин этих двух вариантов, большинство из которых составляли самолеты Ганнет Mk 1. Запрос на учебно-тренировочные самолеты привел к созданию моделей Ганнет T.Mk 2 и T.Mk 5, которые имели двойное управление, а убирающийся обтекатель радиолокационной антенны на них не устанавливался. Опытный самолет Ганнет T.Mk 2 был переделан из самолета Ганнет AS.Mk 1. Было построено 37 серийных самолетов T.Mk 2 и восемь T.Mk 5. Необходимость в замене самолета раннего обнаружения Дуглас Скайрейдер привела к созданию модели Ганнет AEW.Mk 3. Опытный экземпляр поднялся в воздух в августе 1958г., после чего было построено 43 серийных экземпляра с двигателями Дабл Мамба 112 с эффективной мощностью на валу 2890 кВт (3875 л.с.). Самолет Ганнет AEW.Mk 3 был значительно перепроектирован, имел новый фюзеляж и более длинные телескопические стойки шасси для обеспечения необходимого клиренса для обтекателя радиолокационной антенны. Эти самолеты поступили на вооружение в 1960г., но ими было укомплектовано всего одно подразделение. Они стали последними самолетами компании Фейри в составе Королевских ВМС. К 1960г. самолеты Ганнет AS.Mk 1 и AS.Mk 4 были заменены вертолетами Вессекс (Wessex), хотя несколько самолетов AS.Mk 4 в 1961г. в соответствии с программой ремонта и восстановления были оснащены новым радаром и электронным оборудованием; в этом виде они получили обозначение Ганнет AS.Mk 6. ВМС Западной Германии закупили в 1958г. 15 самолетов AS.Mk 4 и один самолет T.Mk 5. В следующем году морская авиация Вооруженных сил Индонезии заказала 18 самолетов AS.Mk 4 и T.Mk 5. в августе 1955г. Королевские военно-морские силы Австралии получили две эскадрильи самолетов Ганнет. Всего в составе Королевских военно-морских сил Австралии находились 33 самолета Ганнет AS.Mk 1 и три T.Mk 2. Множество самолетов Ганнет хранится в музеях, но, вероятно, наиболее удивительная покупка совершилась в 1982г., когда самолет Ганнет AEW.Mk3 был приобретен в США частным владельцем.

Тип: трехместный противолодочный самолет.

Силовая установка: один турбовинтовой двигатель Армстронг Сиддли Дабл Мамба 100 c эффективной мощностью на валу 2200 кВт (2950 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 499 км/час (310 миль/час); максимальная крейсерская скорость 481 км/час (299 миль/час); практический потолок 7620 м (25000 футов); дальность полета 1518 км (943 мили).

Веса: пустого - 6835 кг (15069 фунтов); максимальный взлетный 9798 кг (21600 фунтов).

Размеры: размах крыла 16,56 м (54 фута 4 дюйма); длина 13,11 м (43 фута); высота 4,18 м (13 футов 8,5 дюйма); площадь крыла 44,85 кв. м (482,80 кв. фута).

Вооружение: торпеды, глубинные бомбы, акустические буи в бомбовом отсеке массой до 907 кг (2000 фунтов); ракеты под крылом.

 


Copyright © Fedoroff Corp.