Fairey III family (Самолеты семейства Фейри III)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Известная авиастроительная фирма Великобритании Fairey Aviation Co. Ltd была основана в 1915г. Одной из наиболее удачных ее первых моделей был проект гидросамолета Фейри III F, разработанный в 1917г. Машина эксплуатировалась до 1941г. В конце 1917г. гидросамолет Фейри № 10 был модернизирован в сухопутный вариант и получил обозначение Фейри IIIA. Для замены самолетов Сопвич 11/2 - Страттер (Sopwith 11/2 - Strutter) авиацией Военно-морского флота Великобритании было заказано пятьдесят этих двухместных палубных бомбардировщиков. Первый серийный Фейри IIIA совершил полет в июне 1918г. Другой вариант, Фейри IIIB, с такими же фюзеляжем и хвостовым оперением, но с увеличенной площадью крыла, киля и руля поворота, в небольшом количестве выпускался серийно в качестве гидросамолета на поплавках и эксплуатировался с прибрежных баз для поиска минных заграждений. Было построено двадцать пять самолетов. Первый из них поднялся в воздух в августе 1918г. Как и самолеты Фейри IIIA, самолеты Фейри IIIB были оснащены двигателем Санбим Маори (Sunbeam Maori) мощностью 194 кВт (260 л.с.). Было заказано шестьдесят серийных самолетов Фейри IIIB, но 30 последних из них и несколько машин из предыдущего заказа были модифицированы в самолеты Фейри IIIC, который был аналогичен Фейри IIIB, но имел размах крыльев как у Фейри IIIA. Значительное улучшение его летных характеристик было обусловлено использованием двигателя Роллс-Ройс Игл VIII (Rolls-Royce Eagle VIII) мощностью 280 кВт (375 л.с.). Первая серийная поставка была осуществлена в ноябре 1918г. Следующим в этой серии стал самолет Фейри IIID. В своем сухопутном варианте он был первым самолетом, оснащенным шасси с масляно-воздушным амортизатором. На нем устанавливался двигатель Роллс-Ройс Игл VIII мощностью 280 кВт (375л.с.). Фейри IIID впервые поднялся в воздух в августе 1920г. Общий выпуск этой модели составил 207 самолетов, 56 из которых имели двигатели Игл, а остальные - двигатели Нэйпиер Лайон (Napier Lion) мощностью 336 кВт (450 л.с.). Большинство самолетов Фейри IIID эксплуатировались как поплавковые гидросамолеты в морской авиации со взлетом-посадкой с прибрежных баз или с катапульт на боевых кораблях. Но часть из них размещалась на авианосцах. А один 30 сентября 1925 г. стал первым гидросамолетом Морской авиации, совершившим взлет с корабля в открытом море с катапульты. Морские самолеты Фейри IIID были обычно трехместными, но было построено и небольшое количество учебно-тренировочных и других двухместных вариантов для буксировки мишеней. Важный след в истории Королевских военно-воздушных сил Великобритании оставлен сухопутным вариантом самолета Фейри IIID в 1926г., когда четыре машины перелетели из Гелиополиса в Кейптаун и вернулись в Англию через Грецию, Италию и Францию без каких-либо механических поломок. Они преодолели расстояние в 22371 км (13901 миля). Первоклассное качество самолетов Фейри IIID привлекло несколько экспортных заказов. Австралия в 1921г. заказала шесть машин, оснащенных двигателями Игл. Третий австралийский самолет Фейри IIID облетел в 1924г. вокруг континента по береговой линии, покрыв расстояние в 13789 км (8568 миль). За этот полет его экипаж получил приз Британия Троуфи. Одиннадцать самолетов Фейри IIID были поставлены португальскому правительству. Первые четыре машины имели двигатели Игл, а остальные - двигатели Лайон. Две машины были потеряны во время попыток дальних перелетов, но третья завершила начатое ими путешествие из Лиссабона в Рио-де-Жанейро. Два самолета Фейри IIID были проданы в Швецию, а четыре - в Королевскую голландскую морскую авиацию для эксплуатации в Голландской Вест-Индии. в 1924г. гражданский вариант Фейри IIID с двигателем Игл IX был модифицирован для применения в качестве санитарного самолета в Британской Гвиане, а другой гражданский самолет использовался в 1927г. для замены четырехместного D.H.50J на маршруте между Хартумом и Кисуму. Обозначение Фейри IIIЕ не присваивалось, хотя некоторые источники приписывают его самолету для радиотехнической разведки. Заключительной, наиболее плодовитой серией стал Фейри IIIF - основа ВВС и авиации ВМФ Великобритании между двумя мировыми войнами. Планировавшийся как замена Фейри IIID, самолет Фейри IIIF был построен в соответствии с тактико-техническими требованиями 19/24, которые определяли характеристики двухместного сухопутного многоцелевого самолета для Королевских военно-воздушных сил и трехместного корректировщика огня/разведывательного самолета для авиации военно-морского флота. Опытный самолет, который поднялся в воздух в марте 1926г., имел деревянные крылья и деревянно-металлический фюзеляж. Серийные машины обладали полностью металлическим фюзеляжем, а поздние варианты - вдобавок и металлическими крыльями. По сравнению с Фейри IIID новый вариант имел более обтекаемые аэродинамические формы, модернизированное шасси, изогнутый киль и металлический винт компании Фейри-Рид (Fairey-Reed). Самолеты Фейри IIIF строились в четырех основных вариантах, но среди них были многочисленные вариации с различным оборудованием и разными типами конструкций (смешанными или цельнометаллическими). Предсерийная партия из 10 самолетов была выпущена вслед за двумя опытными образцами. Морская авиация получила 352 самолета, из которых первые 50 представляли собой предсерийный заказ, и 40 машин Фейри IIIF Mk I c двигателями Нэйпиер Лайон VA. Остальная партия состояла из 33 самолетов Фейри IIIF Mk II и 269 самолетов Фейри IIIF Mk III различных типов. Все эти аппараты были оснащены двигателями Лайон XIA. Королевские военно-воздушные силы получили 243 самолета (часть из них из заказа для ВМС). Все их варианты имели основное обозначение Фейри IIIF Mk IV. Первыми самолетами, действительно построенными для Королевских военно-воздушных сил, были 43 машины Mk IV и Фейри IIIF Mk IVCM, в январе 1928 года. поставленные в эскадрилью № 207 в г. Истчёрч для замены старых самолетов D.H.9A. На самолетах Фейри IIIF был совершен ряд выдающихся полетов, но и они в конечном итоге были заменены на самолеты Фейри Гордон (Fairey Gordon) - разработку под звездообразные двигатели, первоначально известную под обозначением Фейри IIIF Mk V. Среди экспериментов, проводившихся с Фейри IIIF, одним из наиболее интересных стала модификация трех самолетов для автоматического управления или радиоуправления при их использовании в качестве самолета-мишени. Под обозначением Куин IIIF (Queеn IIIF) первые два самолета были запущены с катапульты британского авианосца "Валиант" в январе и апреле 1932г., но оба потерпели катастрофу соответственно после 18 и 25 секунд полета. Третий самолет успешно поднялся в воздух в сентябре 1932г., и в январе 1933г. был запущен в свой первый полет как мишень. Самолет Куин выжил, но флот выглядел очень убого в своих попытках попасть в самолет, которые продолжались два часа и прекратились после расхода всех боеприпасов! Однако в мае 1933г. Королевский флот все же посмеялся последним, когда после 20 минут стрельбы самолет-мишень был сбит на высоте 2440 м (8000 футов) неподалеку от Мальты. Экспортные поставки самолетов Фейри IIIF включали продажу трех машин в ирландские ВВС, шести в Аргентину, двух в Новую Зеландию, десяти в Грецию и одной в Чили. На самолетах Фейри IIIF устанавливались различные двигатели, в частности, звездообразный Армстронг Сиддли Ягуар VI (Armstrong Siddeley Jaguar VI) мощностью 343 кВт (460 л.с.) и двигатель с водяным охлаждением Лоррейн Ed12 (Lorraine Ed12) мощностью 336 кВт (450 л.с.), которым оснащались самолеты для Аргентины. На них позднее были установлены звездообразные двигатели Армстронг Сиддли Пантера VI (Armstrong Siddeley Panther VI) мощностью 410 кВт (550 л.с.). Другими двигателями, устанавливавшимися с экспериментальными целями, бы ли Роллс-Ройс Кестрел II (Rolls-Royce Kestrel II) мощностью 474 кВт (635 л.с.), Пантера IIA мощностью 391 кВт (525 л.с.), Бристоль Юпитер VIII (Bristol Jupiter VIII) мощностью 388 кВт (520 л.с.) и такой же мощности Нэйпиер Калверин (Napier Culverin), а также строившийся по лицензии дизель Юнкерс Юмо V205C (Junkers Jumo V205C). Несколько самолетов Фейри IIIF находились в гражданской эксплуатации, один из них - Mk IIIM - в 1934г. участвовал в гонках Макробертсон (MacRobertson) из Англии в Австралию. Самолет остался в Австралии и, в конце концов, в 1936г. был перерегистрирован в Новой Гвинее. в 1930г. два самолета Mk IIIM были проданы авиакомпании Эйр Сэвей Ко. (Air Survey Co. Ltd), но в том же году один из них был потерян, а другой продолжал аэрофотосъемку до 1934г.

Тип: двух/ трехместный корректировщик/ разведывательный/ многоцелевой самолет.

Силовая установка: один 12-цилиндровый поршневой двигатель Нэйпиер Лайон XIA (Napier Lion XIA) с V-образным расположением цилиндров и мощностью 425 кВт (570 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 209 км/час (130 миль/час); практический потолок 6095 м (20000 футов); продолжительность полета от 3 до 4 часов.

Веса: пустого - 1779 кг (3923 фунта); максимальный взлетный 2858 кг (6300 фунтов).

Размеры: размах крыла 13,94 м (45 футов 9 дюймов); длина 10,82 м (35 футов 6 дюймов); высота 4,26 м (14 футов); площадь крыла 41,2 кв.м (443,5 кв. фута).

Вооружение: один неподвижный, направленный вперед 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет Виккерс (Vickers) и такого же калибра пулемет Льюис (Lewis), установленный в задней кабине; до 227 кг (500 фунтов) бомб.

 


Copyright © Fedoroff Corp.