Fairey Rotodyne (Фейри Ротодайн)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В 1947 г. доктор Дж. А. Дж. Беннет и капитан А. Г. Форсайт выдвинули оригинальное предложение, основанное на концепции преобразуемого вертолета, которое было проверено в малом масштабе на летательном аппарате Джет Джайродайн (Jet Gyrodyne). В декабре 1951г. авиакомпания Бритиш Еуропиан Эйруэйз (British European Airways) выпустила техническое задание на 30-40-местный пассажирский летательный аппарат для коротких и средних линий. Компания Фейри вместе с другими производителями подала свои проектные предложения и в 1953г. получила контракт на создание опытного образца. Винтокрыл Фейри Ротодайн поднялся в воздух 6 ноября 1957г., но только в апреле 1958г. был осуществлен полет по полной программе. В основной компоновке аппарат Ротодайн имел фюзеляж с квадратным поперечным сечением, прямоугольное в плане крыло малого размаха, на котором монтировались турбовинтовые маршевые двигатели Эланд (Eland) с тянущими винтами. Основные колеса трехопорного шасси убирались вперед в гондолы двигателей, а носовое колесо - вперед под кабину пилота. Двухкилевое вертикальное оперение, которое позднее было дополнено третьим центральным килем, монтировалось на прямоугольном в плане стабилизаторе, установленном сверху задней части фюзеляжа. Большой четырехлопастный реактивный несущий винт, обеспечивавший вертикальный взлет и посадку, приводился в движение соплами на концах лопастей, сжатый воздух к которым подводился от двигателей Эланд через компрессор. Каждый двигатель снабжал воздухом пары противоположных лопастей для того, чтобы в случае отказа одного из двигателей была обеспечена нормальная работа несущего винта. Пятого января 1959г. в полете по 100-километровому (62,1 мили) замкнутому маршруту был установлен новый рекорд скорости в классе винтокрылов - 307,2 км/час (190,9 миль/час). Позже, в октябре 1961г., он был побит советским винтокрылом Камов Ка-22. Будущее летательного аппарата Ротодайн выглядело блестящим; в 1958г. корпорация Каман Эйркрафт (Kaman Aircraft Corporation) заключила лицензионное соглашение на продажу и эксплуатацию этих вертолетов с возможностью их производства на территории США. Компания Оканаган Геликоптерс (Okanagan Helicopters) в Ванкувере была заинтересована в трех машинах, а авиакомпания Джапан Эйр Лайнз (Japan Air Lines) рассматривала возможность использования его на местных авиалиниях. Однако, самым крупным потенциальным потребителем была авиакомпания Нью-Йорк Эйруэйз (New York Airways), которая совместно с компанией Каман подала заявку на пять машин, с правом увеличения до 10, с поставкой в 1964г. Это должны были быть более крупные и вместительные (54-65 пассажиров) варианты с двигателями Роллс-Ройс Тайн (Rolls-Royce Tyne). В 1960г. компания Фейри объединилась с компанией Вестлэнд (Westland). В апреле 1960г. компания Оканаган отказалась от своего заказа из-за длительных сроков поставки, а спустя пять месяцев и авиакомпания Нью-Йорк Эйруэйз выразила озабоченность по поводу задержек в серийном производстве. После этого компания Вестлэнд занялась программой создания вертолета Бристоль (Bristol) и отошла от работ над винтокрылом. Проект прекратил существование в 1962г.

Тип: экспериментальный винтокрыл.

Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Нэйпиер Эланд (Napier Eland) NE1.7 мощностью на валу 2088 кВт (2800 л.с.).

Летные данные: крейсерская скорость 298 км/час (185 миль/час); дальность полета 724 км (450 миль).

Веса: взлетный 14969 кг (33000 фунтов).

Размеры: размах крыла 14,17 м (46 футов 6 дюймов); диаметр несущего винта 27,43 м (90 футов); длина 17,88 м (58 футов 8 дюймов); высота 6,76 м (22 фута 2 дюйма); площадь, ометаемая несущим винтом, 591,0 кв.м (6361,7 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.