Farman F.60 Goliath (Фарман F.60 Голиаф)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Наиболее значительным в мире в количественном отношении в первое десятилетие после окончания Первой мировой войны строился двухмоторный самолет Фарман F.60 Голиаф, спроектированный как пассажирский рейсовый аэроплан. Более 60 самолетов использовались в рейсовых полетах в Европе и Южной Америке. Кроме того, было построено около 300 военных экземпляров в вариантах ночного бомбардировщика или торпедоносца для Франции и на экспорт. Первый самолет FF.60 (FF означает Фарман Фрери (Farman Freris)) был спроектирован в 1918г. и предназначался для использования в многочисленных операциях союзников, запланированных на 1919г. Когда в ноябре 1918г. боевые действия прекратились, два почти готовых опытных самолета были переделаны в гражданский вариант. На них имелись кабины в носовой и средней частях фюзеляжа, в которых размещалось четыре и восемь пассажиров соответственно. Первый образец экспонировался публично в январе 1919г., а первый полет был совершен самолетом чуть позднее в том же месяце. Пока вариант бомбардировщика проходил испытания, гражданский самолет F.60 поступил в серийное производство. В Чехословакии фирмы Авиа (Avia) и Летов (Letov) построили по лицензии партию самолетов Голиаф. Некоторые из них были оснащены звездообразными двигателями Бристоль Юпитер (Bristol Jupiter), построенными по лицензии компанией Вальтер (Walter), а другие - двигателями Лоррейн-Дитрих (Lorraine-Dietrich). Пять самолетов были приобретены чешской национальной авиалинией CSA, а шесть самолетов использовались военной авиацией Чехии в качестве транспортного средства класса VIP (для особо важных персон). Были построены экспериментальные санитарные самолеты Голиаф, в которых размещались 12 носилок для пострадавших, врач и санитар. Бомбардировщики F.60 начали серийно производиться в 1922г. на протяжении десятилетнего периода производства самолет Голиаф претерпел невероятно мало изменений в базовой конструкции. Он был классическим для своей эпохи бипланом с крыльями одинакового размаха и имел деревянную силовую конструкцию с полотняной обшивкой, хвостовое оперение с расчалками, неубирающееся ширококолейное шасси и фюзеляж с прямоугольным поперечным сечением, который являлся характерной чертой всех самолетов Голиаф. на более поздних серийных вариантах применялись усиленные конструкции и более совершенные аэродинамические обводы. конфигурация носовой части значительно изменялась в зависимости от компоновки кабины экипажа военных самолетов. На самолетах Голиаф использовались различные силовые установки. Обычно гондолы двигателей размещались на каждой консоли нижнего крыла. Наиболее значительным потребителем самолетов Голиаф были Военно-морские силы Франции, которые эксплуатировали различные варианты. Все они отличались "брючным" ("trousered") колесным шасси или двумя большими деревянными поплавками, дополненными маленькими вспомогательными поплавками на концах крыла.

ВАРИАНТЫ
FF.60: обозначение трех опытных самолетов (двух гражданских и одного военного), построенных в 1919г. F.60: обозначение основного гражданского варианта. Ранний серийный самолет оснащался звездообразными двигателями Самсон (Salmson) Z.9, на поздних самолетах устанавливались двигатели Самсон CM.9 мощностью 194 кВт (260 л.с.). построено более 60 гражданских самолетов Голиаф. один самолет использовался ВМС Франции для испытаний применимости спаренных поплавков. F.60bis: обозначение гражданского варианта с двумя двигателями Самсон 9Az мощностью 224 кВт (300 л.с.). F.60 Bn.2: основной ранний вариант бомбардировщика с двумя двигателями Самсон 9Az. несмотря на приставку Bn.2 (означает двухместный ночной бомбардировщик), у него был экипаж из трех человек, а вооружение состояло из трех пулеметов калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) и до 1040 кг (2293 фунта) бомб. использовался армией и флотом Франции; один самолет был поставлен в Японию. F.60 Торп (Torp): вариант торпедоносца с поплавковым шасси, перепроектированной носовой частью, открытой с минимальным остеклением позицией стрелка и двумя звездообразными двигателями Гном-Рон Юпитер (Gnome-Rhone Jupiter); построено 24 самолета. F.60M: вариант 1923г. с тупым носом и двигателями Рено (Renault) 12Fy мощностью 231 кВт (310 л.с.). Командир и второй пилот располагались бок о бок рядом в открытых кабинах с общим ветровым стеклом. на некоторых самолетах F.60М имелся застекленный щит для прицельного бомбометания, выступавший вперед из нижней носовой части фюзеляжа. Самолет использовался в военной авиации Франции с 1926г.; один самолет был поставлен армии Японии. F.61: обозначение гражданского варианта с двигателями Рено 12 Fe мощностью 224 кВт (300 л.с.). F.62 BN.4: экспортный вариант с двигателями Лоррейн-Дитрих V-12 мощностью 336 кВт (450 л.с.), отличавшийся от самолета F.60M тем, что имел балкон для передней позиции стрелка. был приобретен СССР для комплектования двух эскадрилий ночных бомбардировщиков, но использовался на боевой службе недолго и с 1926г. применялся в качестве тренировочного. F.63 BN.4: cходный с экспортным вариантом F.62 BN4, но со звездообразными двигателями Гном-Рон Юпитер мощностью 336 кВт (450 л.с.). военная авиация Франции приобрела 42 машины, но самолет страдал множеством дефектов в планере. F.65: вариант для военно-морской авиации Франции со взаимозаменяемым поплавково-колесным шасси и тупой носовой частью, как на самолетах F.60 Торп и F.60M. начиная с 1925г. поставлено около 100 машин. F.66 BN.3: предназначенный для Румынии вариант с двигателем Юпитер. F.68 BN.4: обозначение 32 самолетов, оснащенных двигателями Юпитер и предназначенных для Польши. F.4X: обозначение одного специального самолета Голиаф с четырьмя звездообразными двигателями Самсон, которые были установлены попарно в тандемной схеме. F.140 Супер Голиаф (Super Goliath): опытный экземпляр сверхтяжелого бомбардировщика TGP (Tres Gros Porteur), оснащенный четырьмя двигателями Фарман мощностью 373 кВт (500 л.с.), которые устанавливались на нижнем крыле попарно в тандемной схеме. самолет был оснащен пулеметами в носовой, средней и подфюзеляжной позициях, и нес до 1500 кг (3307 фунтов) бомб. шесть серийных самолетов служили в военной авиации Франции. F.160: слегка усовершенствованный вариант самолета F.60 в категории BN4 (четырехместный стратегический ночной бомбардировщик) с двумя двигателями Фарман мощностью 373 кВт (500 л.с.). небольшое количество было поставлено в ВВС Франции. Похожие самолеты F.161 и F.165 не были построены. F.166: более прочный вариант самолета F.60, построенный для морской авиации Франции с поплавковым или колесным шасси, перепроектированным килем и двумя звездообразными двигателями Гном-Рон мощностью 373 кВт (500 л.с.). спаренные пулеметы устанавливались в носовой и средней частях самолета, имелась торпеда или бомбовая нагрузка на подкрыльных подвесках. F.162: не развился дальше стадии опытного самолета. F.168: торпедный бомбардировочный поплавковый гидросамолет, оснащенный двигателями Юпитер, который вместе со схожими самолетами F.167 находился на вооружении морской авиации Франции с 1928 по 1936гг. фюзеляж был переделан; эксплуатировалось около 60 самолетов. F.169: улучшенный вариант пассажирского самолета Голиаф, который поступил в эксплуатацию в 1929г. в авиакомпании Лайнз Фарман. самолет имел аэродинамические усовершенствования и перепроектированное шасси с независимыми одноколесными основными стойками.

Тип: пассажирский транспортный самолет.

Силовая установка: два 9-цилиндровых звездообразных поршневых двигателя Самсон CM.9 мощностью 194 кВт (260 л.с.)

Летные данные: максимальная скорость 140 км/час (87 миль/час); крейсерская скорость 120 км/час (75 миль/час); практический потолок 4000 м (13125 футов); дальность полета 400 км (249 миль).

Веса: снаряженного - 2500 кг (5512 фунтов); максимальный взлетный 4770 кг (10156 фунтов).

Размеры: размах крыла 26,50 м (86 футов 11,25 дюйма); длина 14,33 м (47 футов 0,25 дюйма); высота 4,91 м (16 футов 1,25 дюйма); площадь крыла 161,00 кв.м (1733,05 кв. фута).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.