Ford Tri-Motor (Форд Три-Мотор)

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

В течение многих лет эксперты спорят о том, был ли Уильям Б.Стаут конструктором исторической модели Форд Три-Мотор. Нет сомнения, что он спроектировал самолет 2-АТ Пуллмэн (Pullman), который компания Стаут Метал Эйрплейн Компани (Stout Metal Airplane Company) изготовила в начале 1925г. В августе того же года компания была приобретена Форд Мотор Компани (Ford Motor Company). После этого была начата разработка трехмоторного варианта самолета Пуллмэн под обозначением Форд 3-АТ. Эта машина была явной модификацией Пуллмэн: цельнометаллический свободнонесущий высокоплан, с обшивкой из металлических гофрированных листов, ставшей характерной для всей серии Форд Три-Мотор. Правда, 2-АТ с его единственным двигателем Либерти (Liberty) выглядел привлекательно, а модель 3-АТ, выпущенная в единственном экземпляре, с тремя не закрытыми обтекателями двигателями, расположенными по одному на каждой консоли крыла и в низу носовой части, могла быть отнесена к категории безобразных летательных аппаратов. Форд 4-АТ (первый полет 11 июня 1926г.) был с такой же базовой компоновкой планера 2-АТ, с подкосным хвостовым оперением и неубирающимся шасси с хвостовым костылем, в котором главные опоры шасси были значительно усовершенствованы. Самолет пилотировал экипаж из двух человек в открытой кабине, расположенной впереди крыла, а восемь пассажиров размещались в закрытом салоне. Один из трех звездообразных двигателей Райт J-4 Уорлуинд (Wright J-4 Whirlwind) мощностью 149 кВт (200л.с.) был смонтирован в носовой части фюзеляжа, а два других закреплены в гондолах, установленных на моторамах под каждой консолью крыла. Такая компоновка оставалась неизменной, хотя в главных серийных вариантах - 4-А и 5AT были сделаны изменения. Серийный выпуск окончен в 1933г. Эти самолеты использовались в Армии США под обозначениями ХС-3, С-3, С-3А, С-4, С-4А, С-4В и С-9 (всего 13 машин), а также в Военно-морском флоте США под обозначениями XJR-1, JR-2, JR-3, RR-1, RR-2, RR-3, RR-4 и RR-5 (всего 9 самолетов). Вот доказательства живучести модели Три-Мотор: самолет Форд-5-АТ-С находился в своем первоначальном состоянии с момента его выпуска в 1929г. и до 1991 г.

ВАРИАНТЫ
Форд 4-АТ-А: начальный серийный вариант; построено 14 самолетов. Форд 4-АТ-В: вариант 1927 года с двигателями Райт J-5 Уорлуинд мощностью по 177 кВт (220л.с.) и с креслами для 12 пассажиров; построено 39 самолетов. Форд 4-АТ-С: как вариант 4-АТ-В, но с носовым двигателем, замененным на звездообразный Пратт-Уитни Восп (Pratt & Whitney Wasp) мощностью 298 кВт (498л.с.); построен один самолет. Форд 4-АТ-D: обозначение трех самолетов, подобных 4-АТ-В, но все с различными двигателями и небольшими модификациями. Форд 4-АТ-Е: в основном как 4-АТ-В, но с тремя двигателями Райт J-6-9 Уорлуинд мощностью по 224 кВт (300 л.с.); построено 24 самолета. Форд 4-АТ-F: построен один самолет, отличавшийся от 4-АТ-Е некоторыми аэродинамическими улучшениями. Форд 5-АТ-А: серийный вариант 1928 года; размах крыла был увеличен на 1,17 м (3 фута 10 дюймов); самолет рассчитан на 13 пассажиров; в качестве силовой установки были приняты три звездообразных двигателя Пратт-Уитни Восп мощностью 313 кВт (420л.с.); построено три самолета. Форд 5-АТ-В: подобный 5-Ат-а, но с креслами для 15 пассажиров; построен 41 самолет. Форд 5-АТ-С: подобный 5-АТ-А, но с креслами для 17 пассажиров; построен 51 самолет. Форд 5-АТ-СS: морской вариант самолета 5-АТ-С; один самолет. Форд 5-АТ-D: отличие от 5-АТ-С в поднятом на 0,2 м для увеличения высоты салона крыле; 20 самолетов. Форд 5-АТ-DS: морской вариант 5-АТ-D; один самолет. Форд 5-АТ-E: вариант с внешними двигателями, смещенными к передней кромке крыла. Форд 6-АТ-A: эквивалент варианта 5-АТ-С, за исключением трех двигателей Райт J-6-9 мощностью по 224 кВт (300л.с.); построено 3 самолета. Форд 6-АТ-AS: морской вариант самолета 6-АТ-А (гидропоплавки Идо); построен один самолет. Форд 7-АТ-А: новое обозначение одного самолета 6-АТ-А после установки в носовой части двигателя Пратт-Уитни Восп мощностью 313 кВт (420 л.с.); позднее был преобразован в 5-АТ-С. Форд 8-АТ: модификация в грузовой вариант одного самолета 5-АТ-С. Форд 9-АТ: 4-АТ-В после установки двигателей Пратт-Уитни Восп Юниор мощностью по 224 кВт (300 л.с.). Форд 11-AT: самолет 4-АТ-Е c двигателями Паккард (Packard) мощностью по 168 кВт (225 л.с.). Форд 13-А: самолета 5-АТ-D с двигателем Райт Циклон (Wright Cyclone) мощностью 429 кВт (575 л.с.) в носовой части и двумя двигателями Райт J-6-9 мощностью 224 кВт (300 л.с.). Форд 14-А: модель c одним двигателем Испано-Сюиза (Hispano-Suisa) мощностью 821 кВт (1100л.с.) и двумя мощностью по 533 кВт (715л.с.); вмещала 40 пассажиров. XB-906: самолет 5-АТ-С, преобразованный в бомбардировщик.

Тип: коммерческий транспортный самолет.

Силовая установка: три девятицилиндровых звездообразных поршневых двигателя Пратт-Уитни C-1 или SC-1 Восп мощностью по 313 кВт (420 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 241 км/час (150 миль/час); крейсерская скорость 196 км/час (122 миль/час); практический потолок 5640 м (18500 футов); дальность полета 885 км (550 миль).

Веса: пустого - 3556 кг (7840 фунтов); максимальный взлетный 6123 кг (13500 фунтов).

Размеры: размах крыла 23,72 м (77 футов 10 дюймов); длина самолета 15,32 м (50 футов 3 дюйма); высота 3,86 м (12 футов 8 дюймов); площадь крыла 77,57 кв.м (835 кв. футов).

Вооружение:

 


Copyright © Fedoroff Corp.