Gourdou-Leseurre (Гурду-Лезер) GL-21 и GL-22

Фотографии, схемы
К алфавитному списку
Наименование Характеристики

Летом 1917г. инженеры Шарль Гурду и Жан Лезер начали разработку одноместного истребителя для ВВС Франции. Окончательная модель GL "a" была построена в цехах компании Вассмер (Wassmer) в Париже, производившей воздушные винты. Опытный образец представлял собой аккуратный моноплан типа парасоль с подкосным крылом тонкого профиля, запатентованным Гурду и Лезером, и фюзеляжем круглого поперечного сечения. Хвостовое оперение имело большой характерный киль и руль направления, простое крепкое шасси с хвостовым костылем. Самолет оснастили двигателем Испано-Сюиза (Hispano-Suiza) 8Ab мощностью 134 кВт (180 л.с.) с передним радиатором. Летные испытания начались в мае 1918г., но ожидавшийся заказ на 100 серийных самолетов был отменен, так как требовалось усовершенствовать и усилить конструкцию крыла и подкосов. Модифицированный в соответствии с этими требованиями GL "b" в скоростном соревновании кубка Дойч де ла Мёрт в 1919г. показал среднюю скорость 214,26 км/час (133,13 миль/час) на расстоянии 200 км (124 мили). Серийный вариант GL "b" разрабатывался как Тип (Type) B2, или Гурду-Лезер (Gourdou-Leseurre) GL-21. Он отличался, в частности, модифицированным стабилизатором и передним радиатором Андре с регулирующими створками и не имел компенсированных элеронов опытного образца GL "b". Вскоре за GL-21 последовал GL-22, или Тип B3, со стальными подкосами вместо дюралевых, с модифицированными крылом, стабилизатором и шасси, а также новым передним радиатором типа "улей". Основным заказчиком одноместного истребителя GL-21 C.1 была Финляндия, которая приобрела 19 машин в период 1923-1931гг. Общее производство насчитывало 30 машин, некоторые из них, впоследствии переделанные, использовались во Франции частными владельцами. Небольшие партии машин GL-22 С.1 были поставлены Чехословакии, Эстонии и Латвии; производство насчитывало 20 самолетов. Вариант В5 или GL-22 ЕТ.1, более известный как ЕТ, представлял собой одноместный усовершенствованный тренировочный вариант базовой конструкции В3. Из 30 построенных самолетов большинство эксплуатировались ВМС Франции, один использовался для экспериментальных посадок и взлетов с авианосца "Беарн", остальные эксплуатировались учебными подразделениями французской военной авиации. Самолет ЕТ имел крыло с размахом на 1,4 м (4 фута 7 дюймов) большим, чем у истребителей В2 и В3. На гражданском варианте В3 с крылом увеличенной площади летчик-испытатель Андре Кристиани выиграл скоростное соревнование кубка Мишлен 1923г. Три переделанные в гражданские самолеты истребителя ЕТ участвовали в пропагандистских показах на авиашоу во Франции и Северной Африке в 1923г. Различные самолеты модели В3 прекрасно показывали себя на авиашоу и выигрывали соревнования в 1930-х гг. Один самолет с измененным шасси, получивший новое обозначение В6, В7, представлял собой вариант GL-21 С.1 с усиленными подкосами, новым шасси с раздельными осями колес и имел звездообразный двигатель Лоррейн Алгол (Lorraine Algol) мощностью 224 кВт (300 л.с.). На одном из них летала знаменитая французская летчица Адриана Болан.

ВАРИАНТЫ
GL-23 C.1: опытный одноместный истребитель 1925г. (альтернативное обозначение V4), объединявший в себе планер самолета GL-22 C.1 с крылом увеличенного размаха от варианта ЕТ или В5; семь машин построено в Сен-Мор; два самолета с крыльями разного аэродинамического профиля использовались в сравнительных испытаниях. GL-23 TS: обозначение одного самолета GL-23 после удлинения фюзеляжа на 0,65 м (2 фута 1,5 дюйма) и установки по одному круглому иллюминатору с каждой стороны; TS означает Transport Sanitaire (санитарный самолет); пара дверей по правому борту открывали доступ к месту для установки носилок; GL-23 TS был показан 24 апреля 1925г. в Ле Бурже по случаю международного медицинского конгресса. GL-24: в 1925 году один экземпляр варианта GL-22 был выполнен в виде двухместного учебно-тренировочного самолета GL-24 с двойным управлением; в следующем году после превращения в одноместный он получил обозначение GL-24X и использовался для изучения влияния перегрузки при эволюциях самолета; один GL-21, имевший двигатель Испано-Сюиза (Hispano-Suiza) 9Qd мощностью 261 кВт (350 л.с.) и использовавшийся как пилотажный, тоже получил обозначение GL-24.

Тип: одноместный истребитель.

Силовая установка: один 8-цилиндровый поршневой V-образный двигатель Испано-Сюиза 8Ab мощностью 134 кВт (180 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 230 км/час (143 миль/час); практический потолок 7500 м (24605 футов); дальность полета 450 км (280 миль).

Веса: оснащенного - 590 кг (1301 фунт); максимальный взлетный 880 кг (1940 фунтов).

Размеры: размах крыла 9,4 м (30 футов 10 дюймов); длина 6,5 м (21 фут 3,75 дюйма); высота 2,52 м (8 футов 4,25 дюйма); площадь крыла 18,4 кв. м (198,06 кв. фута).

Вооружение: один или два синхронных пулемета калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) на фюзеляже.

 


Copyright © Fedoroff Corp.